2261

Встряхнулись и забыли?

Изменит ли коронавирус отношение казахстанцев к вакцинации, противников которой становится все больше?

Встряхнулись и забыли?

Весь мир с волнением следит, как продвигается разработка вакцины от COVID-19, ведь ученые объяснили, что это единственный способ защитить человечество. Неужели и от этой спасительной вакцины, когда она будет получена, станут отказываться фанаты-антипрививочники?

В нашей стране противостояние официальной медицины и отказников достигло пика при обсуждении нового Кодекса о здоровье народа и системе здравоохранения. Тогда, перед началом пандемии, Минздрав сдавал позиции одну за другой почти без сопротивления...

Сейчас информационные баталии, которые сотрясали Минздрав всего пару месяцев назад, кажутся далекими, как битва при Ватерлоо. Внимание сосредоточено на другом. Эксперты, с которыми мне довелось общаться за последние пару недель, сходятся во мнении, что обсуждение кодекса (он находится на рассмотрении в мажилисе) нужно приостановить.

- Я хочу надеяться, что коронавирус повлияет на отношение к вакцинации, - говорит иммунолог и микробиолог, доктор медицинских наук, профессор Борис КАРАЛЬНИК

- Хотя понимаю, есть немало людей, которые привыкли надеяться на авось. Эпидемии были и раньше, и мы давно могли понять, для чего нужна вакцинация, но количество антипрививочников растет по всему миру. Да, пандемия коронавируса встряхнула все страны, и наш Минздрав не исключение. Но насколько долгим будет этот эффект и вернутся ли чиновники к обсуждению вопроса о вакцинации?

                                                                                      ***

Вкратце напомню, как развивались события. Минздрав начал с тяжелой артиллерии: в первой редакции Кодекса о здоровье за отказ от вакцинации был предусмотрен штраф. Но это был пугач - наверное, сами авторы кодекса не надеялись, что смогут отстоять эту норму. От нее отказались почти сразу. Но в арсенале оставался еще пункт, запрещающий принимать в детские сады невакцинированных детей. Этот бастион держался долго (хотя не сказать, чтобы и его героически защищали), но и он пал, когда в конце февраля Минздрав представил в Алматы компромиссный вариант кодекса и его спорных статей. В итоге решили, что в дошкольные учреждения все же будут принимать невакцинированных детей, но с одним условием: 95 процентов ребят в группе, в которую они будут ходить, должны быть привиты. Если эта цифра меньше, имеют право отказать. В общем, и нашим и вашим - пакт о ненападении.

Чиновники от Минздрава на той встрече убеждали: мол, 95 процентов детей вакцинированы. Это иммунная прослойка, благодаря которой инфекции (речь только о контролируемых, о тех, от которых есть вакцины) находятся под колпаком и не распространяются. Правда, есть один вопрос: через сколько лет (ведь ничто пока не предвещает, что количество отказников начнет снижаться) у нас не будет этих спасительных 95 процентов? Тогда я задала его Айжан ЕСМАГАМБЕТОВОЙ, на тот момент директору департамента политики здравоохранения Минздрава, а ныне главному санитарному врачу Казахстана. Она одна из тех, кто занимался разработкой статей о вакцинации.

- Если сегодня мы говорим, что в год в Казахстане рождаются от 380 до 400 тысяч детей, и сопоставляем эту цифру с отказами от вакцинации, то получается, что в 2025 году привитых детей будет не 95, а 90 процентов, - ответила Есмагамбетова.

- То есть всего через пять лет не будет безопасной иммунной прослойки.

- Чтобы стабилизировать ситуацию, мы вводим в закон понятие об обязательности вакцинации и ограничении приема в дошкольные учреждения. Мы не должны допустить, чтобы эпидпрослойка стала недостаточной для сдерживания инфекции. К чему это может привести, мы видим на примере Украины, где с 2010 по 2016 год в силу разных причин охват вакцинацией упал до 60 процентов. Сегодня украинцы болеют полиомиелитом, дифтерией, корью.

                                                                                    ***

Чтобы эпидпрослойка не снижалась, в Минздраве разработали комплексный план по совершенствованию иммунизации в Казахстане на 2020-2021 годы. Пунктов там много. Касаются они утверждения перечня медицинских противопоказаний к проведению прививок, пересмотра требований к ним, регистрации и расследования неблагоприятных проявлений после иммунизации, повышения квалификации сотрудников поликлиник, информационной работы и даже создания “горячей линии” по иммунизации и специального сайта. В общем, попытка учесть все претензии противников вакцины, но пока только на бумаге.

Самый интересный пункт в комплексном плане - “стимулирование медработников ПМСП за отсутствие отказов от вакцинации среди населения”. Размер стимулирующей суммы в документе не указан, но, видимо, в Минздраве уже пришли к избитому: не подмажешь - не поедешь. Правда, не факт, что поможет. Ведь антипрививочники требуют и санкций для врачей: начались серьезные осложнения у ребенка после того, как ему сделали прививку, накажите педиатра. Но про наказание для медработников в документе ни слова.

- То, что вакцинация станет обязательной, ничего не изменит, ведь за отказ от прививки никакого наказания нет. А детские сады? Не примут ребенка активистки-антипрививочницы, эта мамочка напишет об этом в соцсетях, ее поддержат, - не поверила я в действенность мер, которые остались в кодексе, когда мы разговаривали с Айжан Есмагамбетовой.

- Если это будет принято законодательно, нужно будет это выполнять. И ничего с этим не поделаешь, - ответила она.  Сомневаюсь (впрочем, не только я) - поделаешь, и еще как!

- Я считаю, допускать детей в дошкольные учреждения в зависимости от охвата вакцинацией - задача невыполнимая, - считает Борис Каральник. - Чтобы проверить, насколько реально соотношение 95 процентов вакцинированных детей к 5 процентам невакцинированных, нужно обследовать каждого ребенка в каждой детсадовской группе. Сделать это, как вы понимаете, достаточно сложно. А опираться на существующие отчетные данные хоть по всему Казахстану, хоть по городу очень рискованно. Они могут быть неверными. Поэтому непривитые дети не должны посещать детские сады. Это непростой шаг. Пойдет ли на это Минздрав, я не знаю. Но считаю, что будет разумным на время приостановить обсуждение Кодекса о здоровье и вернуться к нему позже. И когда речь пойдет об инфекционных патологиях, нужно ставить во главу угла не права человека, а всего общества. В общем-то, именно это происходит сейчас во всем мире: нас ограничивают в правах, но мы молчим, потому что всех прижало из-за пандемии. И многим кажется, что ситуация с обязательной вакцинацией гораздо лучше. На самом деле это не так - по всему миру фиксируются вспышки кори. Но это почему-то не пугает, увы. Есть остроумное выражение: уроки истории заключаются в том, что люди не извлекают из нее уроков. К сожалению, это почти абсолютная истина.

Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть