Приказ есть - ресурсов нет
Недавно Минздрав отчитался, что служба “103” в Восточно-Казахстанской области значительно улучшила свои показатели. Только чиновники от здравоохранения даже не представляют, каких трудов и нервов это стоит рядовым медикам. Судите сами: как вовремя успеть на вызов, если половина машин “скорой” в Усть-Каменогорске подлежит списанию и постоянно ломается?
В июле 2017 года Министерство здравоохранения издало приказ № 450, согласно которому в Усть-Каменогорске должна быть создана областная станция скорой медицинской помощи с отделениями в районах. Вместе с тем при поликлиниках и семейно-врачебных амбулаториях (СВА) должны были появиться отделения неотложки, которые возьмут на себя обслуживание вызовов так называемой IV категории, то есть хронических больных, разгрузив “скорую”.
На бумаге выглядит гладко, но на деле все оказалось гораздо сложнее. По этой причине воплощение идей высоких чиновников в реальность в Восточно-Казахстанской области затянулось.
- Регион у нас очень большой, есть два крупных города - Усть-Каменогорск и Семей. Станция скорой помощи в Семее должна была стать филиалом областной, - говорит главный врач областной станции скорой медицинской помощи Марат ЛАСТАЕВ. - Но это нереально - мы не можем обслуживать семейский регион, учитывая расстояние. Нам удалось достучаться до Минздрава, и в итоге областная станция обслуживает 10 близлежащих районов, семейская - семь.
Впрочем, отправление “скорой” из Усть-Каменогорска даже в близлежащие села сопряжено с разного рода трудностями. В то время как медики спасают чью-то жизнь, например в Бобровке Глубоковского района, областной центр остается оголенным.
- В Усть-Каменогорске 43 выездные машины, из них подлежат списанию 22. У них уже нулевой износ, - признается Марат Сейткамзинович. - Ремонтируем их ежедневно. Буквально пару выездов сделают - и на ремонт. Трудно в таких условиях работать. Если выпускаем 32 бригады, то к концу суток получается, что по факту работают примерно 25 машин.
- То есть опоздания на вызовы бывают? Соцсети завалены подобными жалобами...
- Опоздания на сегодняшний день есть. Задержки есть. Во-первых, с транспортом проблема. Во-вторых, произошло сокращение санитаров. Если раньше бригада скорой помощи формировалась по принципу “фельдшер - санитар” или “врач - санитар”, то согласно тому же приказу Минздрава теперь это выглядит так: “фельдшер - фельдшер” или “врач - фельдшер”, - объясняет главврач. - А где взять столько фельдшеров? Соответственно, количество бригад уменьшается. А выпуск молодых специалистов произошел только в этом году. Мы позвали на работу фельдшеров, которые отучились в Усть-Каменогорске, Семее, городе Алтае. 44 человека приняли, но это ведь молодые ребята, которых еще учить и учить… Количество диспетчеров, опять же, увеличилось, поскольку к нам поступают звонки со всего Восточного региона. А в диспетчеры перевели опытных фельдшеров.
В целом по области 146 машин “скорой помощи”, износ транспорта составляет больше 50 процентов.
- У вас ведь были какие-то судебные разбирательства, связанные с приобретением транспорта?
- Да, причем затяжные. В 2017 году областной бюджет выделил нам средства на покупку 11 машин, облздрав провел тендер. Автомобили должно было поставить ТОО “Казмедприбор” из Шымкента, однако этого не произошло, - вспоминает Марат Ластаев. - Сначала мы проиграли суд, но коллегия областного суда вынесла решение в нашу пользу, организацию признали недобросовестным поставщиком. Сейчас этим вопросом занимаются судебные исполнители. Мы следим за ситуацией, поскольку деньги через нас прошли. Волнуемся.
Не повезло “скорой” и в случае с покраской машин в желтый цвет. Это требование, опять же, прописано в том же приказе Минздрава.
- Мы доказывали, что машины, которые подлежат списанию, нет смысла красить. На одну единицу нужно 200-250 тысяч тенге! К нам прислушались. Согласно последнему протоколу селекторного совещания с министром здравоохранения такой транспорт остается в прежней цветовой гамме, - продолжает собеседник. - В целом по области из 146 машин нам предстоит покрасить в желтый цвет 105. Думаю, что скоро закончим. Мы почему задержали эти работы? Дело в том, что тендер выиграла организация из Уральска. Прислали нам документ, что у них есть земельный участок на объездной дороге в Усть-Каменогорске. Мы туда поехали, ничего не нашли. Хотя техспецификацией предусмотрено наличие инструментов, покрасочного цеха. Конкурс в итоге приостановили на 20 дней. Теперь вот со спецодеждой маемся. Нередко тендер выигрывают ИП, а что они могут сшить? Дают низкую цену, а качества-то нет.
По причине всех пробуксовок, по словам главврача, область долго находилась в “красной зоне” по общему рейтингу службы “103”.
- Недавно в Минздраве заявили, что служба “скорой помощи” на востоке значительно улучшила свои позиции…
- В кратчайшие сроки мы выполнили мероприятия, запланированные в рамках “Дорожной карты”. Речь идет о действиях, которые определены приказом № 450, - поясняет Марат Ластаев. - Теперь нам предстоит открывать отделения неотложек в поликлиниках, врачебных амбулаториях, у которых количество обслуживаемого населения от 20 тысяч и больше. Неплохо бы открыть подстанции в некоторых селах. Например, в Быструхе или Секисовке Глубоковского района, Бозанбае Уланского района.
И кто знает, какие скелеты в шкафу обнаружатся на очередном этапе реформы. Тем более что в 2020 году в области должна заработать единая служба спасения “112” по типу американской “911”. На короткий номер будут звонить и те, кому нужна “скорая”, и те, кому требуется полиция. Главное, не запутаться потом.
Елена СУПРУНОВА, фото автора, Усть-Каменогорск