4672

На паспорт надейся, но сам не молчи

Наш редакционный эксперимент выявил серьезные изъяны в недавно запущенном Минздравом проекте электронной медкарты каждого казахстанца

На паспорт надейся, но сам не молчи

Официально объявил о запуске электронного паспорта здоровья каждого гражданина нашей страны сам министр здравоохранения Елжан БИРТАНОВ 25 июля этого года. Тогда он предложил всем соотечественникам зайти на портал egov.kz и проверить свои данные. Мы с коллегами попытались, но раздела с соответствующим названием не нашли. “А есть ли вообще этот паспорт?” - задались мы вопросом. Чтобы все выяснить, я связалась с вице-министром здравоохранения, курирующим сферу цифровизации, Олжасом АБИШЕВЫМ и задала этот вопрос ему. И вот какой любопытный разговор у нас получился.

- Если вы зайдете на портал egov.kz и авторизуетесь с помощью своей электронной цифровой подписи (ЭЦП), то в “личном кабинете” увидите вкладку “Медицинские записи”, - объяснил Олжас Амангельдиевич. - В ней есть информация начиная с 2012 года о том, к какой поликлинике вы прикреплены, какие медицинские услуги и лекарства получаете, кто ваш лечащий врач - это и есть электронный пас­порт здоровья. Он работает.

Олжас АБИШЕВ.

- Я вот, к сожалению, не смог­ла зайти, хоть и неоднократно пыталась. Можно ли проверить паспорт здоровья, указав только свой ИИН? Или для этого обязательно нужна ЭЦП?

- На данный момент идентификация и аутентификация проходят с помощью электронной цифровой подписи. Это сделано для сохранности и безопасности персональных данных.

- Вы будете упрощать эту процедуру? Не у всех ведь есть ЭЦП.

- Сейчас АО “Национальные информационные технологии” проводит разработку мобильной информационной версии электронного правительства mgove.kz. Речь идет о том, что идентификация будет производиться через мобильный телефон с помощью sms-кода или биометрии. Но пока посмотреть свой паспорт здоровья можно только имея ЭЦП.

- Сколько человек с момента запуска электронных паспортов здоровья зашли на сайт и проверили их?

- Более 150 тысяч.

- Если портал электронного правительства висит, не грузится, это влияет на работу врачей?

- Нет, все эти данные собираются и хранятся в информационных системах Министерства здравоохранения, а на egov.kz поступают после вашего запроса. Сам сайт никак не влияет на работу врачей.

- Что делать человеку, который не может самостоятельно проверить свой электронный паспорт здоровья?

- Обратиться в ту поликлинику, к которой он прикреплен. В регис­т­ратуре поднимут его электронную амбулаторную медкарту. Но вот посмотреть именно паспорт здоровья можно только на egov.

- Я могу проверить электронный паспорт здоровья своего ребенка?

- Пока нет, над этим вопросом мы сейчас работаем. Примерно к середине сентября планируем запустить функционал, с помощью которого официальные родители, зарегистрированные в браке, смогут через свой “личный кабинет” на портале egov.kz видеть электронные паспорта своих детей. Это обязательно будет.

- Какие данные содержит этот паспорт? Содержит ли он абсолютно всю информацию начиная с 2012 года - и из частных, и из государственных клиник, где лечился человек?

- В него стекаются все данные из медорганизаций, которые оказывают услуги в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи (ГОБМП). На данный момент их более 700, и 40 процентов из них - частные медорганизации.

- А как вы будете это проверять? Вы же просто не сможете этого сделать!

- Раньше мы действительно не могли это проверить, и были случаи, когда медицинские организации приписывали фальшивые медуслуги, чтобы получить за них деньги. Мы не могли это отследить. А вот теперь как раз сможем: если больница будет фальсифицировать какие-то медуслуги, пациент увидит это и скажет: нет, я их не получал. В этом году мы ввели SMS-оповещение по бесплатному обеспечению лекарствами и получили много сообщений: людям рассказывали, что на самом деле им не выдавали препараты. Мы будем штрафовать те медорганизации, которые приписывают мед­услуги, и передавать эти факты в прокуратуру.

- Скажите, имеет ли значение, прикреплен человек к поликлинике или нет? Вот я хожу только к частникам или мой работодатель оплачивает страховку…

- Если вы не прикреплены к поликлинике, то и паспорт здоровья на вас сформирован не будет.

- В таком случае скажите, сколько сейчас электронных паспортов?

- 17,9 миллиона, а жителей - 18,4 миллиона. Получается, что полмиллиона человек никогда не обращались за медицинскими услугами и не находятся в системе здравоохранения. Им нужно прикрепиться к поликлинике, и с этого момента в их электронном паспорте здоровья будет появляться информация об их лечении.

- Паспорта здоровья запустили только недавно. Но вы говорите, что в них уже должна попасть информация за предыдущие годы. Допустим, делали человеку платную операцию в 2015 году - данные об этом должны быть отражены?

- Да, конечно.

- Я пришла на прием к эндокринологу, сдала анализы, мне сделали УЗИ - и за все это я заплатила. Эти данные попадут в мой паспорт здоровья?

- Попадут.

- Чтобы убедиться, что е-паспорт здоровья - это реальный проект, мы проверили наличие такого электронного документа у конкретного человека (по этическим соображениям я не могу назвать его личные данные). В нем оказались только сведения о том, к какой поликлинике гражданин прикреплен, и фамилия его участкового врача. Все. Между тем на протяжении последних нескольких лет после 2012 года этот человек довольно часто обращался к врачам, ему даже сложную операцию делали в одной из известных частных клиник, и за все эти услуги он платил сам. Более того - нет даже данных о скринингах, которые он в плановом порядке проходил в 2014 году в госполиклинике, к которой прикреплен! А вы говорите, что вся подобная информация должна попасть в электронный паспорт здоровья...

- Есть приказ № 907, в котором указано, что все организации, оказывающие медицинские услуги (за исключением некоторых видов, например косметологических процедур. - О. А.), должны раз в квартал предоставлять информацию о них - по сути, делать отчет. После этого они попадают к нам в систему, и мы постепенно расфасовываем их в паспорта здоровья наших граждан. Я сейчас говорю о тех частных клиниках, которые не работают по госзаказу (то есть не подписали контракт с фондом медстрахования и не оказывают услуги в рамках ГОБМП. - О. А.). А вот если частная клиника работает с фондом и предоставляет услуги бесплатно по госзаказу, то эти сведения должны попадать в электронный паспорт здоровья в течение 24 часов! Если этого не происходит, то в обоих случаях мед­организации нарушают приказы Минздрава. Мы будем разбираться с такими медорганизациями и выяснять, почему этого не про­изошло.

- Все-таки я не могу понять: как вы будете это проверять?!

- Человек может нам пожаловаться и сказать: в 2015 году мне операцию сделали, а ее нет в моем паспорте здоровья (или, наоборот, не делали, а она есть. - О. А.). И мы будем разбираться.

- А если он не пожалуется? Проверит свой электронный паспорт, как тот конкретный человек, о котором я говорила, и махнет рукой: мол, да ну их, как всегда ерунду какую-то сделали...

- У нас правовое государство: если человек не заявляет, не проявляет инициативу... Мы, конечно, стараемся такие случаи выявлять в одностороннем порядке, но сделать это стопроцентно без участия самого гражданина очень сложно.

Люди могут обращаться в общественные приемные Минздрава и рассказывать о подобных фактах. Мы хотим, чтобы гарантированная государством медпомощь доходила до каждого человека, а информация была корректной.

- Хорошо. Не возникает ли проблем с порталами, с которыми сегодня работают врачи? Пациенты поликлиник жалуются на то, что базы виснут, участковые не видят назначений своих коллег и результатов дополнительных исследований - того же УЗИ, например. Насколько врачи адаптировались к этой системе?

- Они работают на этих порталах последние девять лет. Раньше с их помощью собирали медстатистику, теперь - информацию для пас­порта здоровья.

- Тем не менее только в прошлом году отменили бумажные карточки. И сейчас - то компьютер у врача плохой, то интернет, то система зависла…

- Получается, что у вас и у меня разная информация.

- Причем часто так получается.

- Я сам лично посещаю поликлиники, получаю все услуги как тайный пациент и почему-то не выявляю никаких проблем. Мои коллеги тоже ходят в поликлиники и тоже не сталкиваются с ошибками, о которых вы говорите. Если честно, не могу понять, в чем дело. Хотелось бы узнать, в чем суть проблемы, чтобы ее устранить.

Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА и с сайта Facebook.com, Алматы

ОТ РЕДАКЦИИ Понятно, что электронный паспорт здоровья - проект пилотный, над ним еще работать и работать, но, судя по нашему опыту, частные медучреждения не торопятся делиться информацией о своих пациентах с Минздравом, да и госклиники не всегда соблюдают правила игры. Возникает и другой вопрос: а все ли пациенты хотят, чтобы данные об их болячках собирали в одном месте - надежно ли это с точки зрения сохранности врачебной тайны и персональных данных, с чем у нас в стране, как известно, есть проблема? Мы обязательно продолжим тему.

Поделиться
Класснуть