2352

Прилетит вдруг профессор...

Как работает служба санитарной авиации - кто решает, за каким пациентом отправить самолет

Прилетит  вдруг профессор...

Центры санитарной авиации, которые есть в каждом регионе, два года назад объединили с областными станциями скорой помощи, теперь это общая служба экстренной медицинской помощи. В каждом центре есть диспетчерские, специалисты дежурят круглосуточно и в любой момент могут вызвать нужного врача. Какого именно - реа­ниматолога, травматолога, нейрохирурга, гинеколога, зависит от конкретной ситуации. Выбирают их из специального списка, в который внесены имена лучших в стране докторов, именно они и летают на вызовы. Причем эти врачи не могут отключить сотку даже ночью и заранее сообщают о том, что собираются в отпуск.

А теперь разберемся, как это работает, вместе с председателем правления Нацио­нального центра экстренной медицины Биржаном ОСПАНОВЫМ.

- Кто решает, что пациента нужно перевезти в другую клинику?

- Человек попадает в больницу - районную или городскую, не важно. Если врачи понимают, что не могут справиться без посторонней помощи, они обращаются к коллегам из других регионов. Сначала это заочная консультация через скайп. Если и этого недостаточно, специалисты вылетают на место на самолетах санавиации. И опять же, не факт, что больного куда-то повезут. Его осматривают и, если ничего нельзя сделать на месте и нет противопоказаний для транспортировки, его перевозят в другую клинику - в Алматы или Нур-Султан. Больной может находиться в коме, на искусственной вентиляции легких... Не берут лишь тех, чье состояние не удается стабилизировать.

- Людей с какими диагнозами, как правило, транспортируют при помощи санавиации?

- С различными травмами, нейроинсультными заболеваниями, острыми коронарными состояниями, осложнениями при беременности, детей, родившихся с врожденными тяжелыми патологиями. Из областного центра в районы вылетают маленькие самолеты Ан-2 или вертолеты, которые доставляют пациентов в областные больницы. Из области в Нур-Султан или Алматы летает Як-40 или Ан-24.

- После взрывов в Арыси пять человек нуждались в оказании высокотехнологической помощи. В ту же ночь мы самолетами санавиации доставили восемь ведущих специалистов из Алматы и Нур-Султана в Арысь. Они уже знали, в каком состоянии находятся пациенты, какая помощь им нужна.

Одной из женщин осколок снаряда попал в ногу, у нее диагностировали открытый перелом голени и травму бедра с разрывом мягких тканей. С ней работали реаниматологи и травматологи. На месте решили, что ее и еще одну пациентку с открытым переломом черепа нужно транспортировать в Алматы. Двоих детей - они получили черепно-мозговую травму и находились в коме - прооперировали на месте и доставили для дальнейшего лечения в Нур-Султан. Однажды я вылетал в Ушарал, чтобы доставить больного с тяжелым мозговым нарушением из Алакольской районной больницы в Талдыкорган. Везти его в одну из столиц не было смысла. Человеку помогли и в областном центре.

- В каких случаях самолеты сан­авиации вылетают за границу?

- Мы получаем информацию о подобных случаях из консульств тех стран, в которых находятся пациенты, - объясняет Биржан Жунусбекович. - Их сотрудники обращаются в Минздрав, оттуда сигнал поступает нам, мы получаем все данные о пациенте и его состоянии, формируем бригаду и объявляем тендер на конкретную перевозку. Летают за границу большие самолеты со специальными медицинскими модулями - такие есть на базе Казавиаспаса. Доставляют они только тяжелых пациентов, которые никаким другим способом попасть в Казах­стан не могут.

В прошлом году 10 казахстанцев доставили на спецсамолетах из других стран. Летали за ними в самые разные страны: США, Таиланд, Египет, Турцию, Китай...

Недавно в Италии перевернулся автобус с туристами, среди пострадавших оказалось девять граждан Казахстана. Двое были в тяжелом состоянии - с переломами и черепно-мозговыми травмами. Они не смогли бы вернуться на родину самостоятельно, поэтому в город Сиену, близ которого все произошло, вылетел самолет, и этих пациентов доставили в Нур-Султан.

Или другой пример: в Кызылорду из Сеула перевозили казахстанца, который работал в Южной Корее. У него случился инсульт, мужчина находился в клинике Сеула, и, чтобы продолжить лечение, было решено доставить его на родину. Иногда при помощи санавиации транспортируют людей, которые сами уехали лечиться за границу. Например, недавно из Москвы привезли женщину, которой диагностировали опухоль мозга. Ее лечили в России, но после операции возникли такие осложнения, что домой она самостоятельно уже не добралась бы.

- Можно ли заплатить за вызов, если пациент недоволен лечением и хочет, чтобы его перевезли в другое место?

- Теоретически это, конечно, возможно, но учитывая, сколько это стоит, вряд ли. Не самый дальний перелет обойдется примерно в 20 миллионов тенге. Не думаю, что кто-то захочет воспользоваться подобной услугой. Вообще же платных вызовов в системе санитарной авиации нет, потому что эти услуги входят в гарантированный объем бесплатной медицинской помощи.

- Как действует экипаж, если человек по дороге умер?

- Таких случаев пока не было. Перед транспортировкой состояние человека стабилизируют, готовят к перелету. В каждом самолете есть мини-реанимация, которую в критических случаях можно использовать. И вообще умерших людей самолеты санавиации не перевозят.

Наши цифры

- За восемь лет существования специалисты службы санитарной авиации выполнили более 13 тысяч вылетов и оказали помощь более 16 тысячам пациентов. Это 16 742 медицинские услуги: 12 430 транспортировок, 3296 консультаций и 1016 операций.

- Начиная с 2011 года из-за границы было транспортировано 53 человека.

- С 2015-го санитарная авиация осуществила свыше 60 транспортировок донорских органов.

Оксана АКУЛОВА, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть