11849

Выписали стоп

Как наши граждане заставили Минздрав внести изменения в приказ о рецептурной продаже лекарств

Выписали стоп

После того как общество в штыки приняло аптечные реформы медицинского ведомства, чиновники все-таки решили расширить перечень препаратов, которые можно будет купить свободно.

22 июня Министерство здравоохранения вынесло на публичное обсуждение проект приказа о внесении изменений в приказ №288 от 28 апреля 2015 года “Об утверждении правил отнесения лекарственных средств к рецептурному отпуску”. Перечень препаратов, которые чиновники предлагают вывести из списка рецептурных, большой, поэтому я перечислю лишь некоторые группы: неопиоидные противокашлевые средства, отхаркивающие, антибактериальные, противогрибковые, противовирусные препараты для наружного применения, препараты для купирования приступов мигрени, желчегонные, слабительные, антидиарейные средства, препараты, регулирующие кишечный микробиом (пребиотики, пробиотики), витамины, поливитамины, препараты, применяемые для профилактики инфекций, передающихся половым путем, для лечения эректильной дисфункции, спирт этиловый и т. д.

Этот проект был размещен на сайте “Открытые нормативно-правовые акты”, до 1 июля шло обсуждение. В него, конечно, еще могут внести изменения, но суть все равно останется. Если все пойдет по плану, документ может вступить в силу до конца июля. Именно тогда все препараты, перечисленные в нем (их сейчас можно купить только по назначению врача), станут безрецептурными.

Другими словами, блицкриг в исполнении фармацевтов и клиентов аптек, в штыки встретивших новость о том, что Минздрав отныне будет жестко контролировать продажу рецептурных препаратов, привел к отступлению инициаторов нововведения. Впрочем, было очевидно, что большинство отреагирует на новую фармполитику критикой, а не громогласным “ура”. Об этом мы говорили с председателем комитета контроля качества и безопасности товаров и услуг Министерства здравоохранения Людмилой БЮРАБЕКОВОЙ чуть больше месяца назад. Сегодня вернулись к этой теме.

- Людмила Витальевна, интересная получается ситуация: Минздрав издает приказ, частично отменяющий его же распоряжение, наказание за неисполнение которого было ужесточено чуть больше двух месяцев назад. С чего вдруг? Увидели бурную реакцию общества?

- Нет, вы же знаете, что недавно министр (здравоохранения Елжан Биртанов. - О. А.) отчитывался перед населением, и ему задали вопрос, касающийся рецептурного отпуска лекарств. Тогда он сказал, что даст задание пересмотреть перечень таких препаратов.

- Но ведь этот вопрос возник как раз после волны недовольства. Все-таки получается, что это реакция на ситуацию и признание того, что наши поликлиники не готовы обслуживать такое количество граждан?

- Наши граждане не готовы ходить в поликлиники (за рецептами на лекарства. - О. А.) - в них ажиотажа не было.

- А поликлиники готовы?

- Мы специально приходили в поликлиники, и, повторяю, ажиотажа там не было.

- Вы и в аптеки в это время ходили проверять?

- Этим занимаемся не мы, а контролирующие органы. Они руководствуются Предпринимательским кодексом и не могут просто так зайти в аптеки. Не было дополнительных проверок, все шло по плану. В СМИ писали про аптеки, которые оштрафовали в Нур-Султане. Но это произошло не из-за наших нововведений, просто они попали в перечень объектов, подлежащих профилактическим проверкам. Там выявляли разные нарушения, в том числе и рецептурной продажи лекарств.

- Давайте поговорим про приказ, согласно которому из перечня рецептурных будет выведено очень много препаратов. На ваш взгляд, это оправданно? Эти лекарства можно продавать без рецепта?

- С международной точки зрения это неоправданно, но, для того чтобы снять напряжение, мы на это пойдем.

- Какие препараты по-прежнему будут продавать только по рецепту?

- Антибиотики. Гормональные препараты, кроме тех, которые предназначены для наружного применения (то есть мази. - О. А). Противозачаточные таблетки остаются рецептурными - их мы исключить не можем.

- Обезболивающие?

- Инъекционные препараты остаются рецептурными, таблетированные и порошки мы выводим из этого списка. К примеру, кетонал, кетанов, диклофенак, нимесил, найз можно будет купить свободно.

- Таблетки для нормализации давления?

- Существуют всего два препарата для экстренной нормализации давления - каптоприл и эналаприл, мы выводим их из списка рецептурных. Чтобы получить лекарства для базовой терапии, нужно будет идти к врачу. Кроме этого в свободной продаже будут антигистаминные первого ряда: супрастин, димедрол, кларитин и т. д. Хотя я говорила, что такие препараты нельзя применять бесконтрольно. Супрастин, например, вызывает привыкание и из-за этого перестает работать, вызывает сонливость. Но все же решили оставить его для экстренных случаев.

- Получается, что теперь безрецептурной станет большая группа препаратов, которые как раз и используют для самолечения. А ведь, когда все начиналось, вы говорили, что ваша главная цель - отучить казахстанцев от привычки назначать себе лекарства, не посоветовавшись с врачом.

- Мы оставили антибиотики - их тоже часто использовали для самолечения.

- Почему-то мне кажется, что и их можно будет купить. Я недавно проводила эксперимент: в трех аптеках из пяти мне преспокойно продали рецептурные препараты, хотя назначения врача, как несложно догадаться, у меня не было.

- Я читала этот материл. Я и в столице знаю аптеки, в которых все можно купить без рецепта. В Нур-Султане мы выборочно посетили 20 аптек, из них две продавали абсолютно все. В основном это небольшие ИП - они боятся потерять свой доход. Крупные сети большую часть дохода имеют не от продажи лекарств, а от реализации сопутствующих товаров: косметики, медицинского оборудования, поэтому многие из них сразу стали соблюдать требования приказа.

- Заявив о том, что часть препаратов станет безрецептурной, вы пошли на уступки пациентам. Фармацевты тоже требовали изменить некоторые пункты приказа. Они добились своего?

- Да, но это уже другой документ, касающийся работы фармацевтов и врачей. У последних возникли трудности с выписыванием рецептов на латинском языке (это было одно из требований приказа). Мы разрешим врачам писать на том языке, на котором им удобно - казахском или русском.

- Одна из претензий фармацевтов - требование хранить рецепты в течение трех лет.

- Да, от них поступают предложения сократить этот срок до года.

- Так и был же год?!

- Да, был, а мы увеличили этот срок до трех лет. Но нас просят вернуть те правила, которые действовали раньше. И мы, наверное, учтем это.

- Учтете? Вы легко сдаетесь.

- Все равно с 1 января мы перейдем на электронный формат работы, и рецепты будут храниться в информационных системах - у нас в любом случае будет возможность проверить их наличие за несколько лет.

- В таком случае зачем вообще нужно было принимать эти приказы? Ну вот, например, вы же знали, что с 1 января рецепты будут храниться в электронных базах.

- Мы знали, что в бумажном виде они будут храниться всего полгода, потом перейдут в электронный формат. И мы постоянно говорили об этом представителям фармацевтического рынка. Но они все равно просят уменьшить этот срок. Хорошо, проверить-то их мы можем.

- Почему в таком случае вы сразу не вывели из списка рецептурных те препараты, о которых мы говорили? Тогда и никакой шумихи бы не было.

- На самом деле то, что они становятся безрецептурными, неправильно. Ведь многие не понимают, что эти препараты вызывают побочные действия. Или лекарства неэффективны, но пациенты их принимают. Ведь это кто-то должен контролировать. Так что предусматривать это изначально было бы неправильно. Сейчас это вынужденная мера. Когда мы наладим систему фармаконадзора, внедрим страховую медицину, которая поменяет отношение пациентов и врачей, тогда, возможно, будем постепенно расширять список рецептурных препаратов.

- Насколько я понимаю, вы не ожидали столь негативной реакции.

- Скажем так, да. Я читала все, что люди писали в интернете по этому поводу. И скажу, что у нас одна большая проблема: слишком много людей занимаются самолечением.

- Но и поликлиники не готовы к наплыву пациентов, это тоже проблема. Когда решали, какие препараты вывести из списка рецептурных, споры были?

- Были. Бурно обсуждали этот вопрос. Больше всего их было из-за антигистаминных препаратов. У этой медали две стороны: с одной - пациенты, которые хотят покупать противоаллергические препараты без рецепта, с другой - дети, у которых сформирована зависимость от этих препаратов.

- Что в первую очередь сыграло роль: реакция общества или фармацевтов?

- Общества, конечно.

Оксана АКУЛОВА, фото с сайта informburo.kz, Алматы

Поделиться
Класснуть