4318

Страховка для здоровья

Сколько человек сегодня платят ЕСП, часть из которого попадает в Фонд социального медстрахования? Могут ли повысить размер этого платежа? Планируется ли переходный период до полноценного ввода обязательного соцмедстрахования (ОСМС)? Как будет меняться наша медицина после 1 января 2020 года? На эти и другие вопросы газете “Время” ответил председатель правления некоммерческого акционерного общества “Фонд социального медицинского страхования” (НАО “ФСМС”) Айбатыр ЖУМАГУЛОВ.

Страховка для здоровья

- Наш разговор предлагаю начать с ЕСП - единого совокупного платежа, который придумали в правительстве, чтобы вовлечь в экономику так называемых самозанятых (с 1 января 2019 года горожане должны платить 1 МРП, в этом году это 2525 тенге, сельчане - половину данной суммы). На мой взгляд, по тому, насколько активно граждане отдают свои кровные, можно судить об уровне доверия и к страховой медицине в том числе. Сколько же людей сейчас платят ЕСП?

- Думаю, этот вопрос нужно обсуждать с позиции вовлеченности граждан в экономику страны в целом. Ведь речь в первую очередь идет о том, что эти люди легализовались и начали делать отчисления в пенсионный фонд, Фонд социального страхования и в наш фонд. Что касается цифр, то общая сумма денег, поступивших по ЕСП начиная с 1 января до конца мая, чуть больше 100 млн тенге. На данный момент плательщиками ЕСП являются около 70 тысяч граждан.

- Всего 70 тысяч? Это же очень мало. По расчетам Минтруда и соцзащиты населения, из тени должны были выйти порядка 500 тысяч человек, которые до этого работали, но не платили никаких налогов и не делали взносов в указанные фонды. На своем уровне что вы намерены предпринимать, чтобы эта цифра увеличивалась?

- Мы ожидаем, что к концу года (то есть по мере приближения срока введения ОСМС) количество плательщиков ЕСП начнет возрастать. Несмотря на то что единый совокупный платеж - это механизм вовлечения граждан сразу в три системы - пенсионную, социального страхования и ОСМС, наиболее очевидная и понятная мотивация - это платеж, позволяющий получать услуги в рамках пакета медстрахования.

Мы, конечно, будем проводить разъяснительную работу, рассказывать о плюсах, которые получают плательщики ЕСП. Но перед фондом не стоит задача сделать так, чтобы все так называемые самозанятые платили ЕСП, это компетенция Минтруда. Тем не менее напомню, что сейчас упрощен механизм, при помощи которого те, кто сейчас не делает никаких взносов, смогут со следующего года получить весь пакет медуслуг. Есть два варианта: платить ЕСП или стать так называемым самостоятельным плательщиком ФСМС - делать взносы в наш фонд в размере 5 процентов от минимальной заработной платы (МЗП).

Часто говорят, что какой-то процент граждан может вообще быть отрезан от медуслуг. Поэтому специально повторю: пакет услуг делится на две части - гарантированный объем бесплатной медицинской помощи (ГОБМП), его получат все без исключения граждане (в основном в экстренных случаях. - Ред.), и страховой, через систему ОСМС. Да, мы понимаем, что не все граждане будут застрахованы. В мировой практике есть страны, США например, где доля незастрахованных может доходить до 20 процентов. По нашим оценкам, к 1 января 2020 года 95 процентов населения Казахстана будут вовлечены в систему обязательного медстрахования и смогут получать медуслуги в полном объеме (а не только в экстренных случаях. - Ред.).

- Откуда такая большая цифра - 95 процентов? Самозанятых у нас около 2 млн человек - это больше, чем 5 процентов населения, а ЕСП платит всего около 70 тысяч...

- Давайте подсчитаем. В Казах­стане проживают 18,5 млн человек. Около 10,5 млн относятся к льготным категориям - за них в ФСМС будет платить государство. Примерно 6,5 млн - наемные работники и индивидуальные предприниматели, за которых уже поступают взносы. Плюс те самые 70 тысяч плательщиков ЕСП, количество которых в любом случае будет расти. Вот и останется порядка 1 млн человек, которые, возможно, не будут делать взносы в ФСМС. Но чтобы последних становилось все меньше, мы и продумали механизмы, благодаря которым эти люди смогут легко войти в систему.

- И штрафы для тех, кто не платит взносы в ФСМС, вы вводить не собираетесь?

- Сейчас на законодательном уровне для граждан таких штрафных санкций не предусмотрено.

- Планируется ли повышение тарифов на медуслуги? На какие в первую очередь? И достаточно ли будет этих средств, чтобы стала более доступной, к примеру, диагностическая помощь?

- Да, мы будем повышать тарифы на ряд услуг, и это в первую очередь должно повлиять на их качество. Мы предполагаем, что финансирование медуслуг возрастет примерно на 60 процентов. Сегодня государство в рамках ГОБМП выделяет порядка 1 трлн тенге. После внедрения ОСМС с начала 2020 года оно по-прежнему будет финансировать эту сферу в том же объеме, но к этой сумме добавятся еще примерно 600 млрд тенге - взносы, поступившие в фонд. Сейчас накопления составляют порядка 180 млрд тенге, к концу этого года они возрастут примерно до 240 млрд. С 1 января 2020 года к ним добавятся взносы за 15 льготных категорий, которые будет делать государство, - это около 300 млрд тенге. Прибавляем к этому еще 200 млрд тенге - поступления, которые мы ожидаем получить в течение 2020 года. Дополнительные средства позволят финансировать те сферы, на развитие которых сегодня не хватает денег. Вы спрашиваете: как это ощутят на себе люди? Они увидят, что медицинские услуги постепенно становятся более доступными и качественными.

- На что будут потрачены эти 600 млрд тенге?

- В первую очередь, конечно, на развитие первичной медико-санитарной помощи, лекарственное обеспечение. По нашим прогнозам, рост объемов финансирования на услуги, оказываемые в рамках пакета ОСМС на уровне поликлиник, составит от 40 до 50 процентов. Мы предлагаем в пять раз увеличить расходы на консультативно-диагностические услуги, в два с половиной раза - на реабилитацию и восстановительное лечение для застрахованных граждан. Мы надеемся, что на 25 процентов вырастет финансирование стационарной и стационарозамещающей помощи. Вот это и должны почувствовать люди.

- А когда: в 2020 году? через год? два? пять лет?

- Я думаю, что уже после первого - в середине второго квартала 2020 года пациенты поликлиник и больниц увидят, что происходят какие-то положительные изменения. А в 2024 году мы должны будем довести уровень финансирования здравоохранения до 5 процентов от ВВП (сейчас 3,3 процента). Это тоже дополнительные вливания в медицину.

- Давайте обсудим такой показатель, как предельный уровень карманных расходов людей на свое здоровье - ВОЗ он рекомендован на уровне 20 процентов. Доля карманных расходов казахстанцев на лечение в 2017 году составляла 41 процент, то есть вдвое больше. При этом более 30 процентов расходов идет на покупку услуг, декларированных в рамках ГОБМП. И, к сожалению, нет предпосылок к тому, что эта ситуация изменится...

- Те 20 процентов карманных расходов, которые вы упомянули, - это наша цель, но достичь ее можно лишь в долгосрочной перспективе, может быть, к 2030 году. Эти расходы населения начнут снижаться, но постепенно и как раз за счет того, что мы будем увеличивать в первую очередь финансирование самых популярных медуслуг. Как только люди это почувствуют, поймут, как работает система, у них изменится отношение к ней. Считаю, что после 2020 года наступит переломный момент.

- Вам приходилось платить за те услуги, которые должны предоставляться бесплатно?

- Да, приходилось. Иногда я хожу в частные клиники, но это больше привязка к врачу, который, можно сказать, в итоге стал семейным.

- А в обычных поликлиниках бываете или только в больнице медцентра управления делами президента, которая обслуживает высокопоставленных чиновников?

- Откровенно говоря, я там лечился до того момента, как перешел работать в Фонд социального медстрахования. Сейчас я не госслужащий, поэтому прикреплен к обычной поликлинике.

- Ну и как вам обычная поликлиника? Или вы там еще не были?

- Я ее, конечно, посещал, чтобы понять, как там налажены процедуры взаимодействия. Но, слава богу, пока не было острой необходимости, чтобы я был вынужден туда обратиться.

- Видимо, в поликлинике в курсе, кто к ним прикреплен.

- Если вы хотите понять, знаю ли я ситуацию, адекватно ли оцениваю, что происходит в сфере медицины, то скажу так: примерно год назад я два с лишним месяца лежал в больнице, поэтому ситуация мне хорошо известна. Но, как экономист, скажу вам: нужно понимать, что качество услуг всегда связано с финансированием и его эффективным использованием. Вот этим мы и будем заниматься.

- Возглавляемый вами ФСМС устраивает то качество мед­услуг, которое оказывают в поликлиниках?

- Повышение качества здравоохранения - глобальная цель, и вся наша работа направлена как раз на ее достижение. Мы, наш фонд, оплачиваем оказанные медицинскими учреждениями услуги, поэтому вправе требовать, чтобы они были на должном уровне. Но это всегда двустороннее движение, очень большую роль будет играть обратная связь. Мы ожидаем, что именно активность населения поможет нам усилить контроль за медорганизациями и даст нам возможность усилить проверки.

Уже в этом году, не дожидаясь 1 января, мы откроем call-центр, в который будут стекаться жалобы со всего Казахстана. Понимаем, что их будет очень много, готовимся к этому, но именно они позволят нам оперативно реагировать на проблемы. Будем штрафовать те медорганизации, которые нарушают договор по предоставлению медицинских услуг. Фонд должен стать омбудсменом для пациентов, партнером и защитником. Кроме этого мы будем внедрять трехуровневую систему мониторинга качества медицинских услуг. Первый уровень — регулярный, так сказать, автоматический анализ на соответствие их определенным стандартам и утвержденным протоколам (для этого в дальнейшем мы планируем использовать даже искусственный интеллект). Второй - выезд и непосредственная проверка на месте. Третий - всесторонний анализ с привлечением независимых экспертов в случае, если произошел летальный исход.

- А пока самый действенный способ воздействия на поликлиники и больницы - штрафы?

- К сожалению, да. Сами они медленно меняют подходы к работе. Но мы видим, что система постепенно выстраивается.

- Некоторые эксперты считают, что нынешние размеры взносов в ФСМС слишком маленькие и не позволят кардинально изменить ситуацию в сфере медицины. Чтобы она становилась лучше, нужно платить больше. Могут ли повысить размеры взносов в дальнейшем: допустим, по 1-2 процента в год?

- Я не могу комментировать этот вопрос. Но пока речь об этом не идет. Сейчас гораздо важнее ввести систему медстрахования, войти в нее, показать людям, что она привлекательна, что благодаря ей повышается качество обслуживания, и, может быть, тогда через какое-то время говорить о повышении. Но точно не сейчас.

- Будет ли какой-то переходный период, в течение которого в систему ОСМС смогут войти те, кто по каким-то причинам не начал платить? Или начиная с 1 января 2020 года сразу начнут действовать два пакета мед­услуг - ГОБМП и страховой медицины?

- Никакого переходного периода не будет. Система заработает в полную силу с 1 января.

- Когда нужно начать платить ЕСП, чтобы с 1 января получать услуги ОСМС?

- Чтобы иметь возможность получать услуги в рамках пакета ОСМС с указанной даты, гражданин должен начать оплачивать ЕСП не позднее октября 2019 года или делать взносы в качестве самостоятельного плательщика в размере 5 процентов от МЗП начиная с 1 января 2020 года.

Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА и предоставлено Айбатыром ЖУМАГУЛОВЫМ, Алматы

Поделиться
Класснуть