Прививка от недоверия
Безопасны ли те вакцины, которые поступают в Казахстан? или Почему журналистам решили показать, как их проверяют
Посторонних в Национальный центр экспертизы лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медтехники, который находится в Алматы, пускают нечасто, и если это происходит, то гостям показывают лишь ограниченное число лабораторий. В этот раз руководство сразу же пообещало, что мы увидим все процедуры проверки вакцин на качество и безопасность.
Нас, конечно, каждый раз просили надевать одноразовые медицинские халаты и колпаки, впускали в боксы лишь по нескольку человек, снимать видео и фотографировать приходилось издалека, но тем не менее такая открытость лишний раз свидетельствовала о всей серьезности ситуации, которая сейчас складывается в стране вокруг вакцинации. В первую очередь это растущее количество тех, кто отказывается ставить своим детям необходимые прививки, и как одно из следствий - корь, случаи заболеваемости которой угрожающе растут. Да, пусть не так быстро, как в некоторых европейских странах, но достаточно, чтобы говорить об опасной для общества тенденции. И на этом фоне, как назло, трагическая смерть годовалой девочки из Кокшетау, родные которой уверены, что малышка умерла как раз после прививки от кори (что врачи, разумеется, отрицают).
В общем, не захочешь - пустишь пишущую и снимающую братию куда угодно, лишь бы снизить градус недоверия в социуме.
Журналистам рассказали, что сейчас в Казахстане зарегистрировано 58 вакцин, 40 из которых производятся в США и Европе, остальные - в Индии, России, Китае и других странах. Экспертиза - длительная процедура, которая соответствует всем международным стандартам и проходит в несколько этапов в течение года, а то и больше: специалисты начинают с проверки документов и протоколов, выезжают на производство и уже после этого испытывают вакцину в тех самых лабораториях, которые мы увидели, и дают свое экспертное заключение. Показали нам, как проверяют вакцину против столбняка и дифтерии.
- Ежегодно в Казахстан поставляется порядка двух миллионов доз вакцин, и вы ведь не каждую проверяете. Как это происходит?
- Специалисты выезжают на таможенный склад, на котором находится доставленная в страну вакцина (на рынок она может попасть только после проверки на качество и безопасность и официального разрешения), и в соответствии с определенными правилами там отбирают образцы, - поясняет и. о. генерального директора Национального центра экспертизы лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медтехники Арнур НУРТАЕВ (на снимке). - В наших лабораториях проводятся исследования, после чего выдается заключение на оценку безопасности и качества.
- Бывают случаи, когда вы не даете такое заключение и вакцина, соответственно, не “заходит” на наш рынок?
- Бывают. Я хочу, чтобы все четко понимали: если вакцина зарегистрирована и применяется в нашей стране, она прошла все проверки на безопасность и качество. И осложнения, которые могут появиться после прививки, чаще всего связаны не с вакциной, а с тем, что она неправильно хранилась или неграмотно применялась. Здесь очень много тонкостей и нюансов: для вакцины важны холодовая цепочка, температурный режим.
Но после того как мы выдаем заключение, мы не можем следить, соблюдается ли этот режим в тех медучреждениях, куда попадает вакцина. При том, что Казахстан закупает около двух миллионов доз вакцин, за последние три года мы получили около 70 желтых карт - это сигнал из больниц о том, что была зафиксирована побочная реакция у человека после применения того или иного препарата. В таких случаях сотрудниками центра фармакологического надзора проводится полный анализ, они определяют взаимосвязь между побочным действием и самой вакциной (такое было подтверждено в пяти случаях из 70). Но, опять же, повторюсь, это может происходить не потому, что вакцина была некачественная. А потому, что, возможно, не были соблюдены условия ее хранения в конкретной клинике.
- Но у нас же люди как думают: вот европейские прививки - да, они качественные, а Индия или Китай...
- Все, что нами зарегистрировано, де-факто соответствует всем требованиям. Что касается “Китая или Европы”. Из Китая нам поставляется вакцина, которую производит государственная корпорация, соответствующая всем международным требованиям. Они, кстати, поставляют вакцины и в Европу. Наши специалисты выезжали на этот завод, полностью все проверяли. И индийский завод поставляет противокоревую вакцину в разные страны. К ним сейчас, между прочим, очередь стоит из-за ситуации с этим заболеванием в мире!
Когда мы говорим на тему вакцинации, нужно иметь в виду еще один очень важный аспект - так называемый медотвод. Когда врач назначает прививку, он должен убедиться в том, что организм взрослого, а тем более ребенка не ослаблен. Это четко прописано в инструкции.
А вот это действительно краеугольный камень! Эксперты говорят, что глобально на ситуацию вокруг применения вакцин влияют не только движения антипрививочников или тех, кто отказывается идти в поликлиники по религиозным причинам. Свою лепту вносят сами врачи. Одни, перестраховываясь, дают медотвод даже тем, кого спокойно можно вакцинировать, а другие, гонясь за показателями, отправляют в прививочные кабинеты не совсем здоровых детей. Так что просветительскую работу, как любят у нас говорить, нужно не только проводить среди населения, но и заново обучать медперсонал. Тем более что в этом году наш Минздрав дополнительно закупил более миллиона доз вакцин. Распространение кори нужно останавливать, это и касается каждого из нас. Судите сами.
С начала 2019 года в Казахстане был произведен анализ 5106 проб с подозрением на корь, из них 4311 (85 процентов) оказались положительными. А в 2018 году в лаборатории Наццентра экспертизы по всей стране поступило 635 таких проб - корь подтвердилась в 80 процентах случаев.
В лаборатории Алматы, где нам показали, как проходит исследование, назвали такие цифры: с начала года по состоянию на 11 апреля из больниц и поликлиник сюда доставили 184 пробы для проверки на корь. Так вот, 158 оказались положительными. А за весь (!) прошлый год сюда поступили всего 83 пробы, и положительных было 55. Трехкратное увеличение! А ведь до конца 2019-го еще восемь месяцев. Причем пациенты, у которых подтвержден диагноз, в основном дети в возрасте до года, которым не поставили прививку (первый раз ее делают именно в год). Разве не повод задуматься?
Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы