3902

Запрет - не рецепт

     Не принимать в детские сады и школы непривитых детей. Помогут ли эти меры сократить количество отказов от вакцинации?

В Астане снова заговорили об обязательной вакцинации детей и об отказниках, количество которых медленно, но верно растет. Чтобы переломить ситуацию, Минздрав предлагает ввести некоторые ограничения - например, не принимать в детские сады и школы тех детей, которые не получили обязательные прививки. И хотя эта тема осталась в тени других громких нововведений, которые предлагает медицинское ведомство (речь в первую очередь о праве 16-летних девушек делать аборты без согласия родителей), она тоже может стать головной болью и для чиновников, и для врачей. Согласитесь, довольно трудно спрогнозировать, какой может быть реакция тех, кто отказывается делать прививки своим детям...

Астанчанка Лариса ТИХОНОВА (на снимке) не понаслышке знает, насколько важно, есть ли у ребенка прививки, когда ты учишься за границей.

- В 2009 году я уехала учиться по обмену в США, на тот момент моей дочке было три года, - делится своим опытом женщина. - Мне нужно было устроить ее в детский сад, но для этого я должна была взять справку у тамошнего педиатра. Причем немаловажную роль имеет именно наличие прививок. Я делала дочке все вакцины, которые есть в казахстанском прививочном календаре, но американский док­тор сказала мне, что нужно сделать еще одну - от ветрянки. Как оказалось, в США она является обязательной. Мы сделали все, как она сказала, и нас приняли в детский сад. В 2018 году мы вновь поехали в Америку, в штат Техас. Я опять училась, а дочь поступала в седьмой класс, - продолжает Лариса. - На этот раз я заранее посмотрела на сайте американской школы, какие прививки будут проверять, и сделала здесь, в Казахстане, вакцину от менингита, которой нам не хватало. Но когда мы приехали в США, оказалось, что дочке все равно нужно получить прививку еще от нескольких инфекций (дело в том, что там их делают с большей перио­дичностью).
Да, США - страна, в которой есть право выбора, но там же есть и четкие правила, которые все должны соблюдать. Моя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека. Почему мой непривитый ребенок должен угрожать здоровью другого человека? Если бы мы не согласились сделать прививки дочери и в 2009 году, и сейчас - в 2018-м, ее просто не приняли бы в детский сад и школу. И я считаю, что это правильно, - считает Тихонова.
Поддерживает это мнение и другой наш эксперт - координатор программ здравоохранения и питания ЮНИСЕФ Канат СУХАНБЕРДИЕВ (на снимке):

“Человек - это не остров, он живет в обществе. Поэтому нужно думать не только о себе, но и о тех, кто вокруг”. А затем продолжает:
- Есть такое понятие “иммунизационные окна”. Если вокруг одного непривитого ребенка будут дети, которые получили вакцину, в случае его заболевания ничего страшного не случится - инфекция или вирус не распространится, - объясняет Канат. - Если же в этом коллективе будет хотя бы еще один ребенок, которому не поставили прививку, все может пойти совершенно по-другому сценарию - опасности будут подвержены и все остальные дети. Поэтому мы все чаще видим новости о вспышках инфекций, вакцины от которых входят в нацио­нальный прививочный календарь, причем в разных, в том числе в европейских странах, на которые мы привыкли равняться. Там тоже есть схожие с нашими проблемы. В этом году вспышки кори были зафиксированы в Румынии и Украине, а в Молдове, находящейся между ними, нет. Почему? Потому что там сильная приверженность к вакцинации.
- Не нарушает ли запрет на посещение школы непривитыми детьми их права?
- Нужно помнить, что решение не делать вакцину принимает не ребенок, а его родители. Но ведь у него есть право на жизнь и здоровье! Почему мы не говорим об этом, упоминая лишь запрет на посещение школы? Почему мы говорим о правах непривитых детей и забываем о правах привитых? Эти вопросы требуют всестороннего обсуждения. Хорошо что мы вообще стали об этом говорить - это первый шаг, который сделало правительство. Теперь к этому активно должны подключиться НПО, обычные граждане, родители. Да и сами врачи и медсестры должны быть более активны - на мой взгляд, сейчас они недостаточно хорошо взаимодействуют с населением.
И если предъявляем какие-то требования к людям, то соответствовать им должен и медработник. Не должно быть проблем с поставками вакцин (а они случаются), они должны быть высокого качества и соответствовать международным стандартам.
Я считаю, что Минздрав и акиматы совместно с ВОЗ и ЮНИСЕФ должны разработать четкую коммуникационную стратегию в области иммунизации (для этого, конечно, нужно провести анализ и выявить слабые места). Это нужно сделать срочно. Сейчас мы видим, что порой медицинские работники занимаются тушением пожаров: возникла какая-то проблема - начинают разъяснять населению. А было бы лучше вести эту работу целенаправленно. Лично я против того, чтобы родителей штрафовали, но за то, чтобы в общеобразовательных учреждениях учились только те дети, которые прошли вакцинацию.
Здесь есть еще один тонкий момент, на который обычно не обращают внимания: подобный запрет станет вызовом для инклюзивного образования (а здесь у нас и так не самые лучшие показатели). Ведь многие дети с ограниченными возможностями имеют мед­отвод и не получают необходимые прививки. Поэтому специалисты говорят, что Минздрав должен четко разделить детей в зависимости от причин, по которым им не сделали вакцину, и работать с каждой группой отдельно. И ни в коем случае не подходить к этому вопросу массово - только строго индивидуально. Но вот захотят ли с этим возиться?
- Если подобные меры будут введены, то первыми жертвами станут дети с ограниченными возможностям. Тем более что довольно часто против вакцин выступают именно их родители, - уверена правозащитник Айгуль ШАКИБАЕВА (на снимке).

- Некоторые мамы детишек-аутистов считают, что именно вакцина либо спровоцировала, либо усилила проявления этого заболевания. Я сама прошла эти этапы: была противницей вакцинации, потом стала больше узнавать, сопоставлять все за и против. Страхов и сомнений было очень много, но разум взял верх. Теперь я готова поставить своему сыну (до недавнего времени из-за диагноза синдром Дауна у него был медотвод) вакцину, но в поликлинике боятся это делать. И снова отправляют меня к неврологу, чтобы взять повторное разрешение на прививку.
Я считаю, что нам нужны не санк­ции, а просвещение. Нужно говорить о возможных последствиях отказа от вакцины, а не внедрять запреты, - продолжает Айгуль. - И особенно внимательно работать с теми родителями, которые не хотят делать прививки своим детям из-за религиозных причин. Думаю, именно они станут камнем претк­новения. Опять же им нужно объяснять, а не запрещать. Можно ли определить, что первично - право на здоровье или право на образование? Разве можно ответить на этот вопрос однозначно? Конечно, проще ввести запрет. И он сработает: немногие из родителей пойдут в суд и будут обжаловать это решение, отстаивая право своего ребенка на образование.
И еще один важный момент, на который обращает внимание наш эксперт: делать вакцины нужно, ориентируясь не на прививочный календарь, а в первую очередь на состояние ребенка.
- Прежде чем ставить вакцину, нужно хорошо обследовать ребенка, выявить его неврологический статус, чтобы потом родители не говорили, что из-за прививки их малыш стал инвалидом, - говорит Айгуль Шакибаева. - А сейчас есть такие перекосы: что бы ни было - нужно сделать. И я сталкивалась с этим на собственном примере, когда моему ребенку, который родился с синдромом Дауна и был ослаблен, в роддоме все равно сделали две вакцины. Дайте малышу окрепнуть, ведь нет запрета на то, чтобы сделать прививку позже. Их в конце концов можно получить и в школе, и тогда у ребенка не будет осложнений, о которых говорят и которых так боятся родители.

Только цифры

В Казахстане ежегодно прививаются 1,3 миллиона детей
- С начала 2018 года:
● зарегистрирован 4641 отказ от вакцинации (с начала 2014-го по 1 ноября 2018 года - 14 823 случая);
● из числа отказавшихся привито 2473 человека;
● среди непривитых по причине отказа зарегистрировано 11 случаев коклюша, 15 случаев кори, 1 случай столбняка с летальным исходом.
- Причины отказа от вакцинации:
● 51% - личные убеждения,
● 32% - религиозные убеждения,
● 11% - недоверие к вакцинам,
● 6% - негативная информация в СМИ.
- По данным ВОЗ, в 2018 году в семи странах Европы - Украине, Сербии, Франции, Греции, Италии, России и Грузии - зарегистрирована неблагоприятная ситуация по кори: в общей сложности более 70 тысяч случаев заболевания.

Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА и  из архива героев материала, Алматы

Поделиться
Класснуть