Пауза длиною... в жизнь?
А вот в Алматы провести брифинг решили на следующий день, то бишь сегодня, во вторник. Учитывая, что в городе больше всего заболевших менингитом и уже шестеро умерших, а настроения среди жителей близки к паническим, прямо скажем: удивительная неспешность! Вместо того чтобы на каждом углу чутко и четко рассказывать об остановке, используя любые возможности (тем более что журналисты в группах WhatsApp вчера с самого утра терзали представителей городского управления здравоохранения: “А будет ли сегодня пресс-конференция?”), давать рекомендации и успокаивать алматинцев, которые после выходных, унесших жизни сразу двух человек, снова начали метаться в поисках противоменингококковой панацеи, в горздраве стоически хранили молчание. Видимо, тщательно готовились к сегодняшней пресс-конференции.
Вчера на брифинге в Астане речь шла о том, что в Алматы прививку от менингококка можно сделать в двух частных клиниках. Решила проверить. Звоню в справочную аптек. Там мне дают телефон единственного, по их словам, центра, в котором можно сделать такую вакцину. Набираю номер.
- Нет, мы этим не занимаемся!
Тем временем в группу WhatsApp (самый оперативный, но, правда, далеко не всегда точный источник информации в последнее время) приходит сообщение с телефонами тех самых клиник, в которых перепуганным алматинцам могут помочь. Звоню в первую.
- У нас есть вакцина, но сегодня она, скорее всего, закончится, - слышу на том конце провода. - Если подъедете до пяти часов, то успеете. Останется ли на завтра, не знаю. Людей очень много, все звонят, спрашивают...
- Сколько стоит прививка?
- 27 тысяч тенге (самая высокая такса, которую называли до этого, - 22 тысячи. - О. А.).
Во втором центре, куда я позвонила, сказали, что вакцина есть.
- Ее достаточно?
- На сегодня-завтра хватит. Что будет дальше, не знаю - желающих привиться очень много.
- Сколько это стоит?
- 22 500 тенге.
Помимо этих немало к медикам и чиновникам и других животрепещущих вопросов. Например, к принципу территориальности, когда пациентов принимают лишь по месту их прописки: зарегистрирован в области - будь любезен лечиться там.
- Тяжелых пациентов должны везти в ближайшее медицинское учреждение, где им смогут оказать экстренную, безотлагательную помощь - и такое правило действовало всегда! - комментирует по просьбе “Времени” президент общественного фонда “Аман саулык” Бахыт ТУМЕНОВА (на снимке). - Я не знаю, почему одну из пациенток, 19-летнюю девушку, которая умерла в нашем регионе, везли, как рассказывают ее родственники, из Талгара в Каскелен. По идее, ее должны были принять в талгарской больнице! В подобных этой ситуациях речь не идет о том, чтобы пациента с менингококком везти именно в ближайшую инфекционную больницу - в любую! Лишь бы успеть оказать помощь. По аналогии: если человек попал в ДТП, получил тяжелейшую травму и ему нужна помощь на уровне реанимационных мероприятий, то врачи “скорой” не будут искать травматологическое отделение - человека доставят в ближайший стационар. Транспортировка пациента в тяжелом состоянии может усугубить его состояние. Почему в случае со скончавшейся девушкой этого не произошло? Врачи могли недооценить тяжесть ее состояния, не знать о том, что ее можно и нужно госпитализировать в ближайшую больницу. В этом нужно разбираться.
- Давайте честно. Подход, о котором вы говорите, есть в теории. Но всегда ли он действует на практике? Ведь больница, действительно, может не принять не своего пациента, сказать: езжайте-ка вы в свою больницу.
- К сожалению, да. Тем более если у пациента подозрение на инфекционное заболевание или если врачи в приемном покое видят, что пациент умирает, могут отказать, потому что не хотят портить показатели досуточной летальности. Хотя в таких случаях не может быть своих и не своих, не имеет значения, откуда человек - из Тараза, Аральска или Африки. Если больной находится в Алматы, его должны госпитализировать и оказать помощь в лечебных учреждениях города.
- Врачи утверждают, что в нынешней ситуации с заболеваемостью менингококковой инфекцией нет ничего из ряда вон: мол, это сезонное заболевание, каждый год фиксируются летальные случаи...
- Так оно и есть. Просто в этом году сама природа благоприятствует ее распространению. И в связи с этим я хотела бы сказать следующее. Для чего делается долгосрочный метеорологический прогноз? Думаю, было заранее известно, что нынешняя весна будет прохладной, затяжной, дождливой. Это как раз сезон распространения этой инфекции, лучшее для нее время года. В связи с этим забить тревогу должен был комитет общественного здоровья Минздрава, начать говорить о необходимости вакцинации от менингококка.
Да, эта вакцина не входит в перечень обязательных прививок. Но ведь и вакцины от гриппа в этом перечне нет! Но каждый год врачи говорят: ожидается подъем вируса гриппа такого-то штамма, начинается массовая прививочная кампания. И происходит это заранее, а не в период эпидемии, когда делать прививку уже поздно. Почему нельзя было действовать по такой же схеме и в случае с менингококком?
- То есть сейчас уже нет смысла прививаться от менингита?
- У меня, как у бывшего врача-инфекциониста, двоякое отношение к профилактической вакцине. Конечно, это лучшая защита от инфекции, но иммунитет от нее вырабатывается только в течение 21 дня, то есть прививаться надо было гораздо раньше - до начала подъема заболеваемости, превентивно. Вакцинация в период эпидемии может быть даже опасной, так как может усугубить состояние человека, который уже инфицирован.
Для сведения
- Менингококк быстро погибает под воздействием солнечных лучей. Благоприятное место для его распространения - закрытые помещения. Поэтому их нужно все время проветривать, носить и менять маску каждые два часа, проводить влажную уборку, включать (если есть) ультрафиолетовую бактерицидную лампу, воздержаться от посещений мест массового скопления людей: торгово-развлекательных центров и кинотеатров, компьютерных клубов, бассейнов, бань.
Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, и с сайта sputniknews.kz, Алматы
А тем временем
Лучше меньше - так лучше?
У умершей в Алматинской области от менингита девушки врачи не сразу определили смертельно опасную инфекцию. Об этом стало известно вчера на брифинге в Талдыкоргане.
Напомним, 19-летняя Айжан НАУРЫЗБАЕВА в Каскеленскую инфекционную больницу поступила 3 июня в 7.25, а спустя два часа скончалась. На брифинге областного департамента охраны общественного здоровья в числе причин, приведших к летальному исходу, назвали и позднее обращение. Выяснилось, что погибшая была подругой молодого дяди умершего накануне от менингококковой инфекции в Алматы 5-летнего мальчика. Не исключено, что она тесно контактировала с малышом. Есть версия, что девушка забирала ребенка из детского сада.
- Бригадой скорой медпомощи она была доставлена в районную центральную больницу Талгара. Клиника вначале была схожа с другими (болезнями. - С. Д.), но после того, как поставили предварительный диагноз - менингококковая инфекция, девушка была направлена в срочном порядке, учитывая тяжесть заболевания, в Каскеленскую инфекционную больницу, - сообщил вчера на брифинге руководитель управления здравоохранения Алматинской области Бауржан ЫСКАК.
Оказывается, в Талгарском районе вообще нет инфекционного отделения. Это и стало причиной того, что заболевшую девушку так долго “катали” по области.
- Сегодня этот вопрос мы устраняем, даже организовали 10 койко-мест, - заявил главный врач области.
Между тем по состоянию на 4 июня в Алматинской области от менингита умерли три человека, еще пять были госпитализированы и прошли или проходят лечение: два человека в Енбекшиказахском районе, по одному - в Илийском и Карасайском районах, а также в Талдыкоргане.
Контактных с ними насчитывается более 500 лиц. Троих пациентов из этих пятерых удалось спасти. Положительное лечение, по словам главврача области, обусловлено своевременным обращением и госпитализацией.
Так, двум школьникам 9 и 11 лет удалось избежать летального исхода. Угрозы для жизни детей сегодня нет. В ходе осмотра были определены 56 контактных лиц, за всеми установлено наблюдение и начато превентивное лечение.
Между тем заболевание у 24-летнего талдыкорганца началось с высокой температуры. Наслышанный о страшном недуге парень тут же вызвал бригаду скорой помощи, но отказался от госпитализации. Врачи держали связь с больным по телефону. Температура перестала падать, появились дополнительные жалобы, и молодого человека увезли в больницу. По степени тяжести состояния он был сразу помещен в реанимационное отделение больницы. На сегодня состояние больного стабилизировалось, угрозы жизни нет.
Кроме того, на брифинге сообщили, что в клиниках области с подозрением на менингит находятся еще два человека.
Сандугаш ДУЙСЕНОВА, Талдыкорган
От редакции Заметим, что Минздрав сообщил вчера о четырех случаях менингита в Алматинской области. Местные же чиновники от медицины говорят о восьми (!) заболевших. Так где же вообще истина?!