Новые подходы к старым граблям
Какие сюрпризы приготовили казахстанцам разработчики системы обязательного медстрахования
Руководство, надо признать, очень вовремя реанимированного Минздрава во главе с Елжаном БИРТАНОВЫМ предпринимает в эти дни энергичные усилия, разжевывая отдельным гражданам и целым трудовым коллективам принципы работы будущей системы обязательного социального медстрахования (ОСМС), которая призвана спасти отечественную отрасль здравоохранения от падения в пропасть. Всех медленно приучают к мысли, что платить все-таки придется, причем всем, невзирая на социальное положение, возраст и статус. Не гнушаются агитацией и самые значимые в этой области персоны: на днях в Алматы лично разъясняли принципы будущей системы ОСМС министр здравоохранения и глава профильного фонда (ФОСМС) Елена БАХМУТОВА.
В зале был аншлаг: журналисты жаждали услышать что-то новенькое - и...
- Внедрение нынешнего социального медстрахования существенно отличается от ФОМСа (Фонд обязательного медстрахования. - О. А.), который существовал в 90-е годы, - начал Биртанов. - Мы тщательно просмотрели негативный опыт прошлых лет и с учетом новых реалий многие нюансы вводим впервые. На следующей неделе (получается, уже на этой неделе. - О. А.) мы планируем презентовать в правительстве новый законопроект.
Что же это за “нюансы”? Неожиданные, скажем прямо. Прежде всего отметим, что предлагается снизить (!) ставки отчислений в ФОСМС для работодателей. Видимо, плотно поработали лоббисты из различных бизнес-ассоциаций, иначе чем объяснить такую щедрость? Итак: отчисления работодателей будут поэтапно увеличиваться с одного процента начиная с 2018-го до трех процентов в последующие годы (вместо двух процентов до пяти в первоначальном варианте проекта ОСМС), между тем взносы работников остаются на прежнем уровне - один процент они будут платить в фонд с 2019 года и два процента - с 2020-го.
Еще из новшеств: предлагается расширить список льготников - тех, за кого отчисления будет делать государство. Это неработающие граждане, которые осуществляют уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, выпускники очных отделений вузов (но только в течение трех календарных месяцев после завершения учебы; предполагается, что за это время они успеют найти работу), неработающие оралманы (в течение года со дня регистрации), а также иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Казахстана и относящиеся к категории незащищенных слоев населения - дети, пенсионеры, беременные женщины. Разумеется, и наши, казахстанские, дети, пенсионеры, беременные женщины будут под зонтиком государства.
“А оно, это медстрахование, то бишь, нам нужно?” - спросят, наверное, многие.
В Минздраве уверяют: жизненно необходимо!
- Здравоохранению нужно технологическое перевооружение, а это требует денег. С той системой, которая сегодня существует на бюджетном уровне, мы далеко не уйдем, - использовал, возможно, все свое красноречие главный врач страны. - Мы понимаем, что некоторые виды помощи уже сейчас не можем обеспечить полностью. Вы, журналисты, каждый день слышите о нехватке лекарств, об очередях... Поэтому мы должны думать о том, как сделать нашу систему финансово устойчивой, а помощь в наших больницах - эффективной!
- Наша задача - обеспечить все население страховкой! - подхватила “знамя полка” госпожа Бахмутова, а затем попыталась спокойно объяснить, как принималось решение о ставках для работодателей:
- После длительных обсуждений с бизнес-сообществом (мы не ошиблись в своих предположениях. - О. А.) было принято решение снизить ставки на медстрахование и сделать их постепенными. Наверное, это правильное решение - извлечение уроков из прошлого. Часто спрашивают: а не повторим ли мы прежних ошибок? В чем они были? Фонд (прежний, который ФОМС. - О. А.) был финансово неустойчивым из-за кризиса, не было четких обязательств по оплате индивидуальных предпринимателей и других граждан. Люди не до конца осознали, что эта система касается всех.
Но осознали ли они это сейчас - вот в чем вопрос! Читатель, задайте его себе. А попутно подумайте вот над этим. В Казахстане из примерно 8,5-9 млн. человек экономически активного населения (в эту категорию не входят несовершеннолетние, студенты, пенсионеры, больные и инвалиды), по последним данным, 2,2 млн. относятся к категории самозанятых - таксисты, домработницы, швеи и т. д., то есть все те, кто трудится на дому. Они нигде не заявляют о своих доходах, хотя многие из них, не будем лукавить, их имеют. По задумке Минздрава эти самозанятые граждане, чтобы попасть в систему ОСМС, должны будут ежемесячно оплачивать в Фонд медстрахования 5 процентов от официально утвержденной в стране минимальной заработной платы. Деньги небольшие, согласитесь. Но цимис в том, что делать это они должны будут самостоятельно.
- Сколько, по вашим данным, будет сознательных самозанятых, которые придут и сделают свои взносы в фонд?
- Немного, - откровенно ответила Бахмутова, которой я задала этот вопрос. - Мы прекрасно понимаем: для того чтобы вовлечь таких людей в систему, нужно будет время. И действовать в данном случае мы будем методом кнута и пряника: до 2020 года самозанятые смогут получать бесплатную экстренную, первичную амбулаторную помощь и лечение при социально значимых заболеваниях - туберкулез, психиатрия, онкология, но...
Никакой плановой стационарной помощи - самозанятым она будет оказана только после их отчислений в фонд. Причем за все те месяцы, которые были ранее просрочены. Вот такой кнут.
- Вы снижаете ставки отчислений в Фонд медицинского страхования для работодателей. Значит ли это, что они были завышенными? И могут ли они сократиться еще? - спросила я у спикеров.
- Я не считаю, что они были завышены, - ответил Биртанов.
- А что касается их сокращения... Надо понимать, что это приведет к тому, что мы не сможем сразу, как планировали, расширить список медуслуг, входящих в объем бесплатной медпомощи, - поддержала коллегу Бахмутова. - Да, мы пошли на этот шаг, и это был разумный компромисс. Но говорить о дополнительном снижении ставок... Вы должны понимать, как это влияет на систему.
Что ж, ждем, что будет дальше. Сюрпризы, судя по этой встрече, еще могут быть.
Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы