Ударило в голову
Около 40 тысяч казахстанцев в год слышат диагноз инсульт. Более пяти тысяч из них умирают. Как не попасть в этот список? Наша инструкция к действию.
- Болезни, связанные с кровообращением, занимают первое место среди причин смерти в нашей стране, - рассказывает руководитель Республиканского координационного центра по проблемам инсульта, врач-нейрохирург Ержан АДИЛЬБЕКОВ (на снимке). - При этом очень высок и уровень инвалидизации: около 60 процентов людей, перенесших инсульт, остаются инвалидами 1-й и 2-й группы. Это самый высокий показатель в стране. Эту ситуацию нужно менять, причем принимать срочные меры. В начале октября на базе Национального центра нейрохирургии был создан координационный центр, которым я сейчас руковожу. Мы поделили республику на две большие зоны: юго-восточная - с центром в Алматы (здесь на базе седьмой горбольницы мы создадим показательную клинику, в которую из соседних областей будут ездить на обучение врачи и медсестры) и северо-западная - здесь главный инсультный центр будет базироваться в Астане и располагаться в первой городской больнице. Сейчас мы пытаемся оценить ситуацию в разных регионах. Когда соберем информацию по всей стране, сделаем выводы и примем дальнейший план действий. Постараемся закончить эту работу до конца года.
Первые выводы уже есть. Медики попытались проанализировать, почему в одних регионах ситуация с инсультами более благополучная, а в других - менее. Оказалось, в северных областях, где такой диагноз ставят чаще, живет больше людей старшего возраста, на юге, где это происходит реже, преобладают молодые. А инсульт в первую очередь - болезнь пожилых, причем чаще - горожан.
- Конечно же, свою роль играет и работа первичного звена: врачей общей практики, терапевтов, кардиологов, - продолжает Адильбеков. - Нужно повышать уровень их подготовки и параллельно увеличивать количество инсультных центров. Например, в Акмолинской области он только один - в Кокшетау, а нужно три. В Карагандинской области необходимо открыть такое медучреждение в Балхаше, дооснастить существующее в Жезказгане. В других регионах похожая ситуация. Нам нужно создать такие центры, в которых людям будут оказывать весь спектр помощи при инсультах.
К сожалению, большинство казахстанцев не понимают, как проявляется инсульт, и не знают, как себя вести, если рядом оказался такой человек. Стало плохо? Голова болит? “Иди полежи”, - вот что обычно советуют человеку.
А пока тот “отдыхает”, его мозг медленно умирает. Недавно Ержан Адильбеков был в Актюбинской области. Местные врачи пригласили его на консультацию. В реанимации в коме находился мужчина. Как оказалось, накануне вечером он пришел домой, сказал, что плохо себя чувствует, и лег спать. Проспал сутки, все время храпел - хотя раньше за ним такого не водилось, но никто из близких не обратил на это внимания. Когда они заволновались и попытались его разбудить, было уже поздно, он впал в кому. “Скорую” вызвали почти через двое суток после того, как человеку стало плохо. Сейчас мужчина в крайне тяжелом состоянии, и, увы, для Казахстана это типичный случай. Очень часто врачи сталкиваются с тем, что время безнадежно упущено. Если же оказать помощь сразу, то результат может превзойти все ожидания. Ержан Боранбаевич вспоминает недавний случай. В одной из больниц Астаны на лечении в отделении кардиологии находился пациент, у которого внезапно случился инсульт. Состояние было критическим - к нему выехали врачи из центра нейрохирургии и через сосуды, при помощи специального оборудования, дошли до места, где образовался тромб, вытащили его, и у пациента буквально в течение двух часов восстановились все утраченные функции - он стал нормально говорить и двигать руками и ногами.
- Это редкий, можно сказать, счастливый случай для Казахстана, а вот в Европе это обыденность. У нас же в достаточном количестве нет ни оборудования, ни специалистов, которые могли бы повсеместно делать подобные операции, - говорит Адильбеков. - Если сейчас не попытаться изменить ситуацию, она станет только хуже - в год количество тех, кто перенес инсульт, в среднем увеличивается на 500-600 человек. Это очень много по сравнению с другими болезнями.
- В каких регионах чаще всего болеют?
- К самым неблагополучным относятся Карагандинская, Костанайская, Западно-Казахстанская, Восточно-Казахстанская и Павлодарская области. Здесь очень высоки уровень заболеваемости и показатели смертности. Например, в Караганде на сто тысяч населения случаи инсультов регистрируются у 216 человек, в Павлодарской - у 235, в Акмолинской - у 201 пациента. Это в десятки раз выше по сравнению с другими заболеваниями, диабетом или туберкулезом например.
Относительно благополучные Алматинская область, Алматы и Астана. Здесь на сто тысяч населения регистрируется около 150 случаев заболевания инсультом.
Самые благополучные - Южно-Казахстанская и Мангистауская области. Здесь при достаточно высокой заболеваемости очень низкая летальность.
FAST-тест
Запомните! Нужно срочно вызывать “скорую”, если у человека, находящегося рядом с вами:
F (face) - искривилось лицо,
A (arm) - ослабла рука,
S (speech) - нарушилась речь.
T (time) - в случае с инсультом наиболее важны первые 4,5-6 часов после начала изменений в организме, так называемое терапевтическое окно. Если в этот период врачи успеют ввести специальный препарат, который растворяет образовавшийся в головном мозге тромб, тяжелых последствий можно будет избежать. После шести часов в мозге проходят необратимые процессы - человек либо умрет, либо останется инвалидом. Врачи в который раз призывают: помните, в тот момент, когда начинает проявляться инсульт, сам себе человек уже не поможет - все зависит от тех, кто находится рядом.
Факторы риска
У вас может случиться инсульт, если:
- вы страдаете из-за повышенного артериального давления; давление 160 и выше считается критическим; если у вас оно поднимается до таких показателей, обратитесь к кардиологу;
- у вас высокое содержание холестерина в крови;
- вы употребляете слишком много соли;
- у вас есть лишний вес и вы ведете малоподвижный образ жизни;
- вы курите и злоупотребляете алкоголем;
- вы больны сахарным диабетом.
Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА и из архива Ержана Адильбекова, Алматы