3991

Тамара ДУЙСЕНОВА, вице-премьер: Абсолютной справедливости сложно добиться

Вопросы к интервью Тамаре Дуйсеновой, в бытность ее еще министром труда и соцзащиты населения страны, наша газета отправила в самом начале лета. Ответа мы ждали долго, но, сославшись на занятость министра, в интервью нам отказали.

Тамара ДУЙСЕНОВА, вице-премьер: Абсолютной справедливости сложно добиться

С тех пор Тамара Касымовна пошла на повышение, стала заместителем премьер-министра… и наконец-то нашла время встретиться и поговорить с нашим журналистом. Прошлись и по вопросам почти полугодовой давности - Дуйсенова ведь курирует социальную сферу в правительстве, а обозначенные нами проблемы за это время актуальности не утратили.

- Тамара Касымовна, вы работали в Старом Казахстане, теперь продолжаете в новом. Есть ли разница между вашим первым “призывом” и вторым? Какие задачи перед вами поставили, назначая вице-премьером?

- Условия меняются, поэтому корректируются подходы, механизмы и даже политика. Если рассмотреть сферу труда, то с 2008 по 2018 год на рынок выходили лица, рожденные в демографически неблагоприятных 1990-х годах, давления на рынок не было. Поэтому в тот период основной упор был сделан на обучение и трудоустройство безработных граждан.

А сегодня уже другие задачи. На рынок труда выходит молодежь, рожденная после 2000-х годов. Ежегодно трудоспособного возраста достигают 300 тысяч молодых людей, которых нужно трудоустраивать. В этой связи мы меняем политику в этой сфере. Сейчас она направлена на расширение гибких форм занятости и создание качественных рабочих мест. Мы ориентируем рынок на молодежь. Термин “качественные рабочие места” уже применяется в странах ОЭСР и предполагает, что уровень заработной платы не должен быть ниже региональной медианной зарплаты, период работы на одном рабочем месте должен быть не менее шести месяцев, рабочее место должно быть безопас­ным и работник должен быть вовлечен в социальные программы. Для реализации такого подхода подготовили концепцию развития рынка труда до 2030 года с учетом региональных особенностей страны.

- Сколько сырьевой экономике, как наша, нужно рабочих рук и сколько лишних людей сейчас на рынке труда? Что будет происходить, когда вырастут нынешние дети, которых рождалось больше 400 тысяч в год? Не должно ли государство отказаться от курса поддержки высокой рождаемости?

- Несмотря на увеличение количества трудоспособных граждан, у нас не хватает рабочей силы. Так, на данный момент количество вакансий на электронной бирже труда составило 56 тысяч, то есть рабочие места есть. Если человек имеет квалификацию и навыки, он трудоустроится без проблем.

По данным Минтруда, на 6 нояб­ря с начала года трудоустроены 829 тысяч безработных. Кто-то может не поверить в эти данные, но мы смотрим на пенсионные отчисления: если их регулярно делали в течение последних трех месяцев, то человек официально считается трудоустроенным. В это количество входят также те, кто трудоустроен на субсидируемые государством рабочие места, а также независимые (платформенные) занятые, которые нигде не зарегистрированы, но делают налоговые отчисления.

От поддержки рождаемости государство отказываться не собирается. Это все равно что отказаться от будущего. Тем более для нас семья - это святое.

Сегодня средний возраст казахстанца - 35 лет. В Китае в одно время отказались от поддержки рождаемости, в итоге их старшее поколение выходит на пенсию, а замены нет. Поэтому они сняли запрет на рождение более одного ребенка.

- Благодаря руководителю парламентской фракции Amanat Елнуру БЕЙСЕН­БАЕВУ СМИ узнали, что правительство использует несколько методик для подсчета безработицы в стране. Показатели одной из них, где учитываются только безработные, находящиеся в активном поис­ке и готовые моментально приступить к работе, показывают удобоваримые проценты. Но альтернативная методика показывает, что реальное положение с занятостью гораздо хуже. Какая разница в показателях и почему правительство не использует реальные данные в публичной сфере?

- Численность занятого и безработного населения определяет Бюро национальной статистики на основе ежемесячного выборочного обследования членов домохозяйств в возрасте 15 лет и старше в соответствии с методологией Международной организации труда (МОТ). В целях объективной оценки уровня безработицы необходимо учитывать так называемую регистрируемую безработицу, когда безработный регистрируется в карьерном цент­ре, и официальную безработицу, формируемую органами статистики. В большинстве стран разница между ними составляет от 5 процентов.

Согласно критериям МОТ к безработным относятся лица, которые в рассматриваемый период отвечали одновременно трем основным критериям: были без работы (не имели доходного занятия), активно занимались ее поиском, были готовы приступить к работе в течение определенного периода времени. Поэтому методика во всем мире одна, других нет.

- Давайте вернемся к вопросу о Новом Казахстане. Многие граждане не ощущают каких-либо перемен, особенно в части доходов и в целом социального самочувствия. Вам есть что ответить на такие реакции?

- Наверное, чтобы почувствовать себя гражданином Нового Казахстана, каждый должен задаться вопросом: а что лично я могу сделать, какой вклад внести в развитие страны? Государство выполняет свои обязательства: в 2024 году 41 процент расходов бюджета будет направлен на социальную сферу: 4 трлн тенге только на пенсии направляем, 1,7 трлн - на образование и науку, 2,4 трлн - на здравоохранение. Чтобы блага справедливо распределялись между членами нашего общества, принят закон “Нацфонд - детям”.

Не стоит забывать и о принятом законе о возврате незаконно приобретенных активов. Это важный шаг демократических преобразований в стране. Так, в фонд развития образования по состоянию на 1 августа поступило уже более 120 млрд тенге. Эти деньги направили на строительство школ. И в дальнейшем возвращенные активы будут расходоваться на социальную инфраструктуру.

Абсолютной справедливости, наверное, очень сложно достичь. Но у населения должен быть доступ к социальным лифтам, гос­услугам, инфраструктуре. В этой части нельзя говорить, что государство ничего не делает.

Многое познается в сравнении. Лет 15 назад могли ли мы подумать, что в регионах будут делать операцию по стентированию или шунтированию сердца? В 2018-м выделяли только 38 тысяч образовательных грантов, в этом году - уже 72 тысячи, то есть более 40 процентов выпускников могли поступить в вузы и бесплатно учиться. Филиалы лучших зарубежных вузов открываются в Казахстане. Дипломы этих учреж­дений будут признаваться и в Европе. До 2018-го минимальная зарплата была 28,5 тысячи тенге, а со следующего года будет 85 тысяч.

Кроме того, правительство утвердило комплексный план “Программа повышения доходов населения до 2029 года”. Так, с 1 января этого года на 25 процентов повысили зарплату 38 тысячам социальных работников, на 20-30 процентов - медработникам, с 1 сентября воспитателям детских дошкольных организаций - на 30 процентов.

В 2024-2025 годах будет продолжено поэтапное повышение зарплаты отдельным категориям работников бюджетной сферы в среднем на 20 процентов ежегодно. В результате к 2026 году их зарплата увеличится в два раза.

- А как увеличить доходы населения, занятого в частном секторе экономики?

- В рамках трехсторонних соглашений между госорганами, объединениями работодателей и работников проводится работа по повышению заработной платы в частном секторе. Согласно этим соглашениям в этом году 8 тысяч работодателей на 5-50 процентов повысили заработную плату более чем 2,8 млн работников.

Если у предприятия есть финансовая возможность, то оно должно повышать зарплату. А если все его доходы пойдут на зарплатный фонд и не останется денег на покупку сырья, то компания просто обанкротится.

То есть государство не может устанавливать зарплату в частном секторе. Это должно решаться в рамках трудовых и коллективных договоров.

- Как вы считаете, кто у нас самый бедный, кому сейчас нужнее всего помощь государства? Видели ли вы в жизни реально бедного человека или только по статистическим отчетам знаете, что есть люди, которые живут менее чем на 1000 тенге в сутки, то есть за чертой бедности по критериям Всемирного банка?

- Я пришла на должность министра труда, вице-премьера не после института, сначала работала на уровне района, города и области. Кто у нас бедный, я знаю не только по отчетам, потому что каждый месяц выезжаю в регионы. В ходе рабочих поез­док, встреч с населением я вижу реально нуждающихся граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Малообеспеченными считаются семьи, чей среднедушевой доход ниже 70 процентов от величины прожиточного минимума (40 567 тенге в этом году). Таким семьям оказывается адресная социальная помощь (АСП). Сегодня ее получают 107,8 тысячи семей (в них 565,7 тысячи человек). При этом лишь 25 процентов, или 27,9 тысячи, - это семьи, в которых нет трудоспособных лиц, одиноко проживающие граж­дане с ограниченными возможностями, пенсионеры и лица с инвалидностью. Данным семьям помощь оказывается в виде безусловной денежной помощи. Тогда как в 75 процентах семей - получателей АСП есть один или несколько трудоспособных членов. Одним из основных условий предоставления АСП, напомню, является обязательное участие трудоспособных членов семьи в мерах занятости.

- Вы наверняка знаете, что многие наши граждане только прикидываются бедными и ради назначения АСП идут на всяческие уловки: оформляют разводы, скрывают достаток и доходы. Как вы планируете бороться с социальным иждивенчеством?

- К сожалению, такие факты имеются. Опыт показывает, что эта тенденция характерна не только для нашей страны. Одним из решений проблемы является цифровизация. В настоящее время большая часть персональных данных берется из эталонных информационных систем с согласия гражданина. Еще одно решение: АСП для трудоспособных членов семей назначается при выполнении ими условий обучения и трудоустройства. В случае отказа выплата АСП для них приостанавливается.

- Женщин-министров у нас раз-два и обчелся. Вы вообще чувствуете себя на работе женщиной? Сложно ли вам было на протяжении карьеры преодолевать гендерные барьеры? Что, на ваш взгляд, сейчас является главным препятствием для женщин на пути к хорошей работе и зарплате?

- На работе я всегда в первую очередь чувствую ответственность. Ответственность за принимаемые решения, за работу, которую надо сделать своевременно и качественно. Наверное, это не зависит от пола. У нас три женщины-министра, в регионах есть женщины - заместители акимов, есть они и в парламенте. Я просто делала свою работу наравне со своими коллегами, гендерных барьеров у меня не было или, может, я их не заметила - некогда было. Надо было работать, времени не хватало.

Не думаю, что для женщин есть особые препятствия. При хорошем образовании, желании работать женщина может делать карьеру. Однако женщина, как правило, имеет большую нагрузку в семье, зачастую дома у нее начинается, так сказать, вторая смена. Заботы о семье, детях отнимают у нее больше сил и времени и, возможно, не позволяют выбрать высокооплачиваемую работу, которая требует отдачи большего времени.

- В своем первом послании народу страны в 2019 году Касым-Жомарт ТОКАЕВ поручил правительству объединить пенсионный, социальный и медицинский фонды, на содержание которых ежегодно тратятся десятки миллиардов. Почему поручение президента до сих пор саботируется?

- Слово “саботируется” не совсем корректно. При правительстве создана рабочая группа по дальнейшему совершенствованию пенсионной системы на основе построения долгосрочных актуарных моделей. Ее цель - выработка предложений по консолидации внебюджетной системы социального обеспечения путем создания Единого социального фонда. Рассмотрено несколько вариантов объединения социальных фондов и введения одного социального платежа.

Основным препятствием для объединения социальных фондов является разная экономическая природа функционирования их систем.

Накопительная пенсионная система - это система фондирования личных пенсионных сбережений граждан.

Система социального страхования является солидарной системой гарантированных выплат, основанной на принципе страховых резервов с долгосрочными обязательствами.

Система медицинского страхования, напротив, построена на принципах краткосрочного резервирования средств, предназначенных для оплаты услуг медицинским учреж­дениям, и носит солидарный характер распределения.

Учитывая такое принципиальное различие фондов, рабочая группа приняла решение не объединять их. Мы же не можем личные средства граждан сделать общими (солидарными), чтобы ими могли пользоваться все. Персонифицированные счета граждан нельзя объединять в солидарный счет.

Возможно, будут приняты меры для упрощения уплаты взносов, например, единым платежом для работодателей, или же инвестирование их для повышения доходности. Эти два вопроса рабочая группа сейчас рассматривает.

- С 1 января 2024 года упразднят единый совокупный платеж (ЕСП), в котором заложено четыре обязательных платежа, включая взносы в пенсионный, соцмедстрахования и социальный фонды. Теперь само­занятым и мелким предпринимателям предлагают платить эти взносы самостоятельно. А как быть большой армии домохозяек, которые являются безработными, но нигде не зарегистрированы, потому что их содержат мужья/жены? ЕСП позволял им находиться в системе перечисленных гос­услуг. А что им ждать теперь, как быть в системе?

- ЕСП изначально вводился временно на пять лет (2019-2023 годы) для самозанятых граждан. Самозанятые вправе не регистрироваться в качестве ИП, если они получают доход от оказания услуг исключительно физлицам и сумма их дохода не превышает 4 млн тенге в год. ЕСП не вводился для домохозяек и других лиц, не предоставляющих индивидуальные услуги.

Основная цель ЕСП - это вовлечение самозанятых в систему обязательного социального медицинского, социального страхования и пенсионного обеспечения. Поэтому это был льготный период с низкими платежами, он завершается.

С нового года надо будет отражать свои доходы в рамках поэтапного внедрения декларирования доходов физлиц. Самозанятые, которые ранее не регистрировали предпринимательскую деятельность, должны сделать выбор: быть предпринимателями или наемными работниками. В случае регистрации в качестве ИП необходимо выбрать подходящий налоговый режим.

Наиболее выгодным при оказании личных услуг является налоговый режим с использованием специального мобильного приложения, которое позволяет выдавать чек, рассчитает налоги и платежи, декларация при этом не представляется.

Кроме того, госорганы подготовили предложения по установлению ставки платежей в размере 4 процентов для физлиц, вовлеченных в платформенную занятость. В ближайшее время этот вопрос будет решен.

- Сегодня многие граждане, депутаты, общественники критикуют систему обязательного соцмедстрахования (ОСМС), предлагают даже отказаться от нее, упразднить. Какие меры нужно принять, чтобы граждане, которые ежемесячно делают немалые взносы в ФСМС, получали качественные услуги в полном объеме?

- В 2019 году бюджет гарантированного государством объема бесплатной медпомощи (ГОБМП )составлял 1 трлн тенге, а сегодня общие расходы уже с учетом поступлений в ОСМС - 2,5 трлн тенге. Это говорит о том, что больше услуг стало оказываться в рамках ОСМС. Количество проведенных консультаций врачей и диагностических обследований выросло в семь раз. Стоматологические услуги взрослому населению ранее оказывались лишь 50 тысяч за год, а сейчас их количество возросло до 1,5 млн, то есть в 30 раз.

Мы сейчас активно работаем с Минздравом, ФСМС, Минтруда, КГД и акиматами для выявления лиц, которые пока не попали в ОСМС. Наша задача - обеспечить консультативную помощь и принять меры для вхождения их в систему.

Начата также работа по упорядочиванию видов медпомощи, оказываемой в рамках ГОБМП и ОСМС. И еще одно направление - пересмотр текущих тарифов.

- По качеству образования мы отстаем от стран ОЭСР. Что правительство собирается делать с этим?

- Для решения этого вопроса подготовлен национальный док­лад, ключевым аспектом которого является переход от парадигмы “образование - обучение” к “образование - становление и развитие личности” (модель стран ОЭСР).

Первый шаг делается на дошкольном уровне. Детский сад должен стать центром развития для ребенка. Именно здесь создается индивидуальная траектория развития малыша. В этом деле дошкольные учреждения должны стать партнерами для родителей. К сожалению, сейчас в большей части фокус детсадов смещен на уход и присмотр за ребенком.

А школы будут играть роль центра выравнивания возможностей детей. Помимо обеспечения базовым знанием учебные заведения должны адаптировать учеников к современным, стремительно меняющимся реалиям.

Развитие новых технологий позволило открыть новые профессии и понять важность работ, которые многие, мягко говоря, недооценивают. Сейчас на первый план выходит подготовка профессиональных кадров в системе технического и профессио­нального образования. В связи с этим колледжи должны стать ключевым звеном подготовки рабочих кадров для экономики и площадкой для реализации стартапов, бизнес-идей, социального лифта. Иными словами, колледжи станут центрами компетенций.

Окончившая вузы молодежь не всегда ориентирована на рынок труда. Сегодня не все выпускники устраиваются на работу по профессии либо и вовсе пополняют ряды безработных. Поэтому стоит задача ориентировать вузы на цент­ры инновации и подго­товки высококвалифицированных ­кадров.

Все стадии образовательной цепи требуют объективной оценки. Поэтому важно создать свою национальную систему оценки качества образования. Это даст ориентир на дальнейшее развитие сферы образования страны.

Лэйла ТАСТАНОВА, Астана

Поделиться
Класснуть