Екатерина СМЫШЛЯЕВА: Я готова к прессингу
Парламентарии сейчас разрабатывают законопроекты по вопросам информационной безопасности, связи и цифровизации, по вопросам управления национальными данными. Депутат мажилиса Екатерина Смышляева в интервью “Времени” вспомнила главные новеллы этих документов и то, как она отреагировала на критику президента реформы ЖКХ и на возмущение общественности законом об электросамокатах.
- Вы были депутатом мажилиса седьмого созыва и продолжаете работать в восьмом созыве, в котором появились одномандатники, новые партии. Какие отличия в двух созывах вы бы отметили?
- Возросла конкуренция, в том числе персональная, за счет присутствия одномандатников. В этих условиях звучит больше предложений, идей. Дискуссии стали более жаркими. Это, безусловно, должно повысить качество законотворческой работы. Думаю, очень заметны будут перемены в ходе рассмотрения проекта бюджета. Там каждый депутат от региона постарается максимально проявить себя. При этом необходимо выдержать региональный баланс.
- Над какими еще инициативными законопроектами вы работаете сейчас?
- На данный момент в мажилисе находится законопроект по вопросам информационной безопасности. Это третий пакет поправок по охране персональных данных наших граждан и защите информации. Данным проектом вводится государственный контроль в этой сфере. Расширяются функции государственного центра информационной безопасности, вводится в правовое поле институт белых хакеров. Это специально нанятые взломщики, которые ищут в программах слабые места, а потом говорят об этом владельцам.
Мы все видим, как глубоко в нашу жизнь проникают технологии. Они обеспечивают связь, ведут учет, следят за нашим здоровьем, а иногда и принимают за нас решения. Но цена такого комфорта - цифровое рабство, которое может возникнуть в случае нарушения информационной безопасности и утечки данных.
При этом настороженность разработчиков и администраторов информационных систем, а также наших граждан по-прежнему очень низкая.
Госорганы, а тем более частные компании, не спешат тратиться на безопасность своих продуктов. К слову, именно утечки персональных данных - условие процветающего электронного мошенничества.
В рамках этого законопроекта мы планируем законодательно закрепить добровольный отказ от онлайн-кредитования. Кроме того, должна быть усилена ответственность банков за отсутствие качественного программного обеспечения, защищающего от мошенников (антифродовое ПО). Если мошеннику удалось взять кредит и причина этому - отсутствие соответствующих мер со стороны банка, банк должен брать на себя обязательства по выплате таких кредитов.
Параллельно идет работа над законопроектом о статусе госкорпорации “Правительство для граждан” и ее работников. Сегодня на этот институт возложено огромное количество задач, сотрудники имеют доступ к огромному массиву информации и персональным данным. Каждый из нас во многом зависит от его слаженной работы. При этом более чем у 20 тысяч работников ЦОНов крайне низкие заработные платы, отсутствует нормальный социальный пакет. Это провоцирует текучесть и невозможность привлекать новые квалифицированные кадры. Меняются и подходы к оказанию госуслуг. Принятые меры позволят исключить мелкую коррупцию и деятельность помогаек.
Осенью предстоит работать над законопроектом фракции Amanat по вопросам связи и цифровизации. В последние месяцы жалобы граждан на качество интернета участились. Если раньше в центре внимания были сельские жители, то сегодня проблема возникла и в мегаполисах. Для ее решения мы принимаем меры по демонополизации отрасли связи. Из всех законов исключаются нормы, работающие в интересах крупных операторов, а в некоторых случаях - одного крупного оператора.
Предлагаются меры поддержки малых операторов связи, которые готовы бороться за каждого клиента. Это позволит улучшить сервис и повысить конкуренцию на рынке услуг. Разработаны нормы, связанные с созданием необходимой инфраструктуры связи в городах и селах: где, как и с помощью чего ставить опоры для антенн. Эти четкие и понятные правила должны победить радиофобию.
В части цифровизации самым прогрессивным решением этого проекта является процедура присвоения ИИН новорожденным в момент рождения. Эта мера значительно сократит торговлю детьми и другие преступления в отношении их. К слову, это предложение нашей фракции обсуждалось почти два года. Сегодня компромисс между госорганами найден.
Концептуальным является законопроект по вопросам управления национальными данными. О проблеме достоверной статистики не раз говорил глава государства. Сегодня каждая публикация размера средней заработной платы или не меняющегося ни при каких обстоятельствах уровня безработицы вызывает справедливое возмущение людей. А ведь качественные данные - это базовое условие развития любой отрасли.
Законопроект меняет подходы к формированию статистических данных. Они станут более объективными. А новый правовой статус больших данных позволит повысить их качество и обеспечит безопасность.
Впереди большая работа по искусственному интеллекту, отраслевой цифровизации и трансформации глобальных бизнес-процессов. По аналогии с полной цифровизацией и обеспечением прозрачности оборота
сжиженного газа необходимо провести работу со всеми стратегическими и дефицитными ресурсами.
Есть и системные направления. Скажем, закон о цифровых активах вступил в силу в начале года. В нем проработан порядок выпуска обеспеченного цифрового актива. Теперь в ряде отраслевых вопросов появилась возможность применить технологию блокчейн, внедрение зерновых токенов, например, для отслеживания оборота зерна.
- Вы один из лидеров по количеству инициированных законопроектов (о социальном предпринимательстве, о цифровых активах, о трудовых конфликтах, по вопросам ЖКХ, о самокатах, о цифровизации оборота сжиженного газа, о статусе госкорпорации “Правительство для граждан”, по вопросам информационной безопасности и т. д.). Как вы успеваете найти и обработать такой объем информации? Может, у вас есть хорошие помощники? Или секрет в чем-то другом?
- Мы всегда работаем вместе с коллегами от фракции Amanat. Над законами трудятся большие профессиональные команды. Многое идет от самих избирателей. Каждый закон вытекает из определенной жизненной ситуации. Все эти кейсы в обращениях, конкретных историях, бизнес-процессах. Последнее время очень часто в общественные приемные партии приходят люди не только с проблемой, но и с предложениями по ее решению. Особенно в отраслевых вопросах, это, как правило, очень рациональные вещи.
В организационной и содержательной части работы над законами надежной опорой являются фракция партии в мажилисе и партийный аппарат.
У Amanat своя аналитическая и социологическая служба. Фракционная поддержка законопроекта имеет решающее значение при голосовании. В части юридической техники и обеспечения регламентов обсуждения и принятия законов работает профессиональный аппарат парламента. На стадии разработки, а затем общественного и экспертного обсуждения проектов подключается институт парламентаризма. Наконец в рабочих группах большое количество предложений по улучшению проекта поступает от коллег, над законопроектами работают постоянные комитеты. Кроме того, базовым условием качественной законотворческой работы является участие отраслевых экспертов. В моем пуле, например, более ста экспертов, в основном по вопросам цифровизации и информационной безопасности.
Активное участие в законотворческом процессе принимают ассоциации и общественные объединения, профессиональные союзы. Особенно продуктивны дискуссии общественной палаты. За первую сессию этого созыва там обсуждались самые резонансные законопроекты.
- Чувствовали ли вы когда-нибудь прессинг общества? Например, после принятия закона о самокатах, когда многие эксперты начали критиковать его и требовать пересмотра. Что вы им ответите?
- К этому вопросу мы непременно вернемся, потому что принятый закон - это первый шаг в регулировании движения нового транспорта. Его количество растет, совершенствуются технические характеристики, он удобен и доступен. Дальнейшее его развитие будет зависеть от темпов создания специальной инфраструктуры и качества работы над организацией городского пространства. Над законодательным обеспечением этих процессов мажилису предстоит работать в рамках проекта Градостроительного кодекса.
А пока посмотрим на правоприменение первых шагов по регулированию и на то, какими темпами будет расти число пользователей самокатов. Появится более достоверная статистика происшествий. Сейчас в рамках правил дорожного движения обсуждаются дополнительные ограничения езды в темное время суток, на отдельных участках дороги, ждем дорожный знак для электросамокатов. Стоит вопрос и об их регистрации. Все это в работе. Законотворческий процесс никогда не стоит на месте.
Что касается прессинга общества, то важно отличать общество от небольшой группы заинтересованных лиц. Особенность законотворческого процесса заключается в том, что по каждому, даже небольшому, вопросу всегда есть несколько мнений. Особенно в резонансных законах, которые касаются человеческих отношений, ежедневного быта или подразумевают конфликт интересов. Таким был закон о самокатах - в нем столкнулись интересы бизнеса и простых людей. При этом в отличие от пешеходов, которые потеряли покой от езды без правил новых электрических транспортных средств, бизнес был в меньшинстве, но консолидирован. Компании по прокату электросамокатов использовали внушительные ресурсы для организации информационной работы и создания иллюзии, что все вокруг поддерживают именно их позицию. Нужно отметить, что лобби у них достаточно сильное, несмотря на молодость.
Вместе с тем подобная публичная активность запустила общественную дискуссию, которая прошла в целом очень продуктивно. Было непросто, кроме заседаний рабочих групп, которые длились по 4-5 часов, приходилось участвовать в обсуждении на десятках внешних площадок. Но это пошло на пользу принимаемым решениям и работе над законопроектом, исключило узкие интересы и позволило найти компромиссное решение.
Сегодня мы работаем над проектом закона о регулировании движения мопедов. Действующих норм, учитывая взрывной рост этого вида транспорта, явно недостаточно. И мы уже запустили публичное обсуждение.
В целом если речь действительно идет об общественной оценке, то к ней законотворцы всегда прислушиваются. Доказательство этому - работающие при мажилисе диалоговые площадки. Базовая - это общественная палата, где законопроекты проходят нулевое чтение.
Наше общество меняется - оно стало более активным, появилась масса возможностей участвовать в принятии решений. И, самое главное, есть желание это делать. Современному политику нужно быть готовым к публичным обсуждениям, прессингу, аргументированной защите интересов избирателей и государства.
- Испытали ли вы огорчение или, может, даже стыд после слов президента о том, что “с реформой ЖКХ, введением ОСИ мы ошиблись”? Ведь соответствующий закон принимали депутаты. Какие поправки теперь необходимы, чтобы навести порядок в управлении многоквартирными домами?
- С 2018 года приняты два пакета поправок по вопросам управления многоквартирными жилыми домами. Первый - это непосредственно реформа. Второй пакет, инициированный нашей фракцией, касался уже работы созданных объединений собственников имущества, концепции самой реформы он не затронул. Сейчас для реформы ЖКХ наступил критический момент. Необходимо собрать весь накопленный опыт правоприменения - и плохой, и успешный, оценить текущую ситуацию и исправить то, что не работает.
Мы имеем более 6 тысяч зарегистрированных ОСИ, часть из них работает успешно. Продолжают свою работу кооперативы собственников квартир, имеются и иные форматы управления. Понятно, что любое принуждение в общественных отношениях неприемлемо. Есть проблемы с инициативой и квалифицированными кадрами. У нас неоднородный жилищный фонд, который нуждается в аудите. Только начали эксплуатироваться государственные и частные информационные системы в сфере ЖКХ. Близок момент, когда будет оцифрован каждый дом.
В данный момент фракция Amanat вместе с экспертами работает над исправлением ситуации. Каждый шаг обсуждается. Ожидаем, что начнем работать с законопроектом в мажилисе уже осенью. Предлагается ввести проактивную (автоматическую, без заявления) регистрацию кондоминиума с созданием нового для нашего законодательства децентрализованного юридического лица. То есть организации, где директор - каждый житель в равной мере. Это решит вопрос в случае отсутствия инициативы жильцов. Законопроект содержит новые требования к прозрачности работы КСК, это было условием их сохранения в системе управления многоквартирными жилыми домами. Предусматривается защита накопительных и оперативных счетов жителей, а также изменение порядка работы субъектов управления с персональными данными, прежде всего для работы с должниками.
Публичная дискуссия по законопроекту стартовала с заседания общественной палаты мажилиса в Алматы в мае и будет продолжаться по ходу работы над документом. Поэтому пока все предложения рабочие и могут меняться. Каким бы безупречным ни был закон, для его успешной реализации понадобятся инициатива и желание всех жильцов многоэтажек участвовать в управлении своими домами.
- В рабочих группах, на заседаниях комитетов между депутатами случаются крепкие словесные перепалки, бурные дискуссии. Как вы потом общаетесь друг с другом, например, когда встречаетесь в лифте или столовой? Доходит ли до личных обид и неприязни?
- Отделять личное от рабочего - вопрос профессионализма и этики. Это касается прежде всего не отношений вне рабочих групп, а поведения во время дебатов. Если спор профессиональный, при любой его продолжительности и накале никаких личных обид возникнуть не может. Поэтому все, что происходит в группах и на заседаниях, остается там.
- Некоторые ваши коллеги отличаются весьма экстравагантным стилем одежды, прической, макияжем. У вас же очень скромный, можно сказать, ретростиль в одежде и прическе. Это ваше консерваторское реноме? Или, может, вы не хотите сильно выделяться яркой одеждой и макияжем?
- Яркая одежда и макияж - это далеко не главное, чем должен выделяться и запоминаться политик.
Лэйла ТАСТАНОВА, Астана