3928

Политолог Данияр АШИМБАЕВ: Токаев сказал о необходимости учета казахстанских интересов в ЕАЭС

Политолог Данияр АШИМБАЕВ: Токаев сказал о необходимости учета казахстанских интересов в ЕАЭС

Большой резонанс вызвало выступление президента Казахстана Касым-Жомарта ТОКАЕВА на пленарном заседании II Евразийского экономического форума «Евразийская интеграция в многополярном мире», прошедшего в Москве. «Время» попросило прокомментировать его известного политолога Данияра АШИМБАЕВА.

Данияр АШИМБАЕВ.

- Выступление Токаева интересно тем, что, судя по комментариям в СМИ и социальных сетях, каждый увидел в нем то, что хотел увидеть.

Президент как опытный политик и дипломат, как правило, отчасти стремится именно к такому эффекту: сразу несколько смыслов, предназначенных для разных аудиторий.

Можно вспомнить его выступление на Петербургском форуме год назад - о противоречиях в принципах ООН (территориальная целостность и право наций на самоопределение). И мы прекрасно помним, что несмотря на то, что в дальнейшем Токаев говорил только о территориальной целостности, имея в виду государственные интересы Казахстана, как его слова воспринимались в США, России, Китае и Турции, которые тут же их экстраполировали на Донбасс, Тайвань или Северный Кипр.

В выступлении Токаева в Москве все обратили внимание на пассаж о тесном военно-политическом сотрудничестве России и Беларуси, который сразу же разлетелся по СМИ. Но эти слова нужно рассматривать в контексте всего выступления, а ведь в официальное сообщение об участии главы государства в работе саммита они включены вообще не были.

Поэтому давайте рассмотрим выступление казахстанского президента в целом.

Принципиальным моментом было то, что Токаев обозначил определенные проблемы в интеграционных процессах, а именно "многочисленные факты регулярно возникающих взаимных барьеров и ограничений". Глава государства подчеркнул, что "значительное количество поставленных и задекларированных целей еще ждет своего достижения" и без их решения "трудно ставить перед собой еще более амбициозные цели".

О чем идет речь? Прежде всего, что в самом ЕАЭС есть недоработки, а также аспекты, не совсем отвечающие интересам Казахстана. Отчасти они были заложены еще на этапе переговоров, отчасти - возникли вследствии формирования так сказать "новой геополитической реальности", когда двое из пяти участников экономического союза находятся в военно-политическом конфликте с Западом. Токаев в данном случае озвучивает не только позицию Казахстана, но и вопросы, которые есть у Армении и Кыргызстана.

Суть токаевского выступления в необходимости определенного реформирования экономического союза вообще и полном выполнении прежних договоренностей - как по проблеме взаимных барьеров, так и сохранению исключительно экономической сути союза. От этого зависит дальнейшие интеграционные шаги.

Здесь есть определенное послание Западу, который в последнее время активизировал истерию по поводу "нарушения санкций". Причем многослойное: во-первых, Казахстан остается в ЕАЭС, поскольку ему это выгодно, а во-вторых, неадекватное давление может повлечь и переход интеграции в другую плоскость. Но здесь и намек нашим партнерам: сначала учет наших интересов, потом - дальнейшая интеграция.

Во-вторых, хотелось бы отметить, что слова Токаева о "союзном государстве" нужно рассматривать в рамке общей дискуссии - а перед ним выступал ЛУКАШЕНКО, который ревниво говорил о БРИКС и ШОС в том плане, что Беларусь хотела бы туда вступить, а вот некоторые страны ЕАЭС входят в другие союзы и интеграционные объединения... В БРИКС, как известно, входит Россия, а в ШОС - Казахстан, Россия и Кыргызстан. Тут слова Токаева можно расценить как упрек Лукашенко: мол, Александр Григорьевич, постыдились бы БРИКС и ШОС ревновать, если у вас самих - Союзное государство, да еще и с атомной бомбой.

В-третьих, в своем выступлении Касым-Жомарт Токаев особо акцентировал вопросы коридора "Восток-Запад", особенно на фоне выступления ПУТИНА, который особо упомянул транспортный коридор "Север-Юг". Казахстанский президент, во-первых, лишний раз напомнил о факторе Китая, откуда он только что вернулся, а во-вторых, фактически предложил рассматривать Транскаспийский международный транспортный маршрут не как альтернативный России проект, а как совместный, указав, что "проект существенно сокращает расстояние и сроки доставки товаров в КНР не только из Казахстана, но и из Западной Сибири". Заметьте, не оттуда (из КНР), а туда. Президент Казахстана, впрочем, назвал коридор «Север-Юг» "ключевым элементом новой глобальной логистики", что вполне понятно с учетом того, что в Сиане рассматривались и вопросы маршрутов, альтернативных казахстанскому.

Интересна и такая фраза президента Казахстана: "Считаю, что в Евразийской экономической комиссии должны работать самые подготовленные чиновники, представляющие правительства наших стран, наиболее квалифицированные эксперты в тех или иных областях". Из нее можно, в принципе, сделать вывод о том, что некоторые руководящие работники ЕЭК этим критериям не отвечают.

В общем, Токаев подчеркнул, что евразийская интеграция - это стратегическое направление для Казахстана, но, во-первых, не единственное, а во-вторых, нуждающееся в улучшении.

Данияр АШИМБАЕВ, фото Романа ЕГОРОВА и с сайта akorda.kz, Алматы

Поделиться
Класснуть