1633

Ещё раз о науке

Тема науки в общественно-политической и социально-экономической жизни страны не имеет границ, что обуславливает неисчерпаемость источника всевозможных проблем на ее пути, порождаемых как объективными, так и субъективными факторами.

Ещё раз о науке

Напомню, в номере газеты “Время” от 21 апреля 2021 года было опубликовано мое совместное с коллегой эссе под названием “О бедной науке замолвить словечко”. Помимо общих проблем науки в Казахстане в публикации мы обратили внимание и на отдельные проблемные аспекты развиваемой в последние несколько лет системы грантовой поддержки научной деятельности.

В частности, на то, что, несмотря на некоторое реформирование исходного варианта системы, вызванное известными скандальными фактами в распределении грантовых средств, в сущности, она все же оставалась излишне заформализованной и негибкой, оставляющей немалые сомнения в объективности результатов решений национальных научных советов (ННС).

И на то, что из этой оценочной системы выпадают проекты, ориентированные на исследования научно-методологических и методических основ совершенствования механизмов и инструментов системы государственного управления. По той простой причине, что подобные проекты подпадают в сферу оценки либо ННС “Исследования в области социальных и гуманитарных наук”, в составе которого на тот момент было пять филологов, три философа, два историка, по одному социологу, политологу, искусствоведу и физкультурнику, а также четыре доктора философии Ph.D и всего лишь один экономист, который может объективно оценить значимость этого проекта, в лучшем, конечно, случае. Либо попадает в ННС “Исследования в области образования и науки”, в составе которого было 11 педагогов, по одному историку и химику, а также четыре доктора Ph.D, специализирующихся в сферах, близких к педагогике, и два ответственных работника министерства в части образования и защиты прав детей. Понятно, что и здесь научным проектам по важной управленческой проблеме вовсе не светило финансирование, что и имело место в реальности за все это время.

Казалось бы, за прошедшее время можно было ожидать каких-то позитивных подвижек, в особенности в свете организационно-управленческих трансформаций в самом (правда, теперь уже бывшем) Минобрнауки. Однако принимаемые сегодня решения вызывают сильные разочарования.

Дело в том, что на днях на сайте Национального центра государственной научно-технической экспертизы (НЦГНТЭ) опубликован проект обновленных составов всех национальных научных советов. И можно отчетливо видеть, что по этим указанным выше двум ННС ничего не изменилось. Так, в ННС “Исследования в области социальных и гуманитарных наук” из 25 членов 20 являются филологами, философами, историками и другими гуманитариями, или 80 процентов от всего состава. В ННС “Исследования в области образования и науки” и того более: 85 процентов состава приходится на педагогов и специалистов в области физкультурно-спортивного образования и, как и прежде, всего один член в качестве кандидата экономических наук.

Не хочу обидеть гуманитариев, но все же лицам, принимающим решения, следует отдавать себе отчет в этом, ведь логика здравого смысла, которая должна по определению быть присущей как комитету науки Миннауки и высшего образования, так и вышеназванному НЦГНТЭ, подсказывает два варианта решения этой проблемы.

Первый - усилить оба ННС за счет научных кадров высокого профессионального уровня, специализирующихся в области совершенствования научно-методологических основ и методических подходов к системе государственного управления, с соответствующим сокращением гуманитарного звена ННС.

Второй вариант (на мой взгляд, наилучший) - переместить вопросы образования в ННС по социальным и гуманитарным наукам, а ННС “Исследования в области образования и науки” преобразовать в ННС “Исследования в области научно-методического обеспечения системы госуправления” с включением в его состав ученых и специалистов, имеющих опыт работы в сферах госуправления и проведения экономических реформ. И таких специалистов, надо прямо сказать, немало.

По моему убеждению, только такими кардинальными мерами можно усилить роль науки как производительной силы общества.

Хаслан КУСАИНОВ, доктор экономических наук, профессор, академик МАИН

Поделиться
Класснуть