Зеркалом дорога
Как найти виновного в массовых авариях на трассах? Как выжить, если столкновение неизбежно? И есть ли у пострадавших надежда на компенсацию?
Невиновных нет!
95 автомобилей столкнулись на 153-м километре трассы Астана - Щучинск 3 января этого года. Эту автоаварию называют одной из самых массовых за всю историю Казахстана. В ней пострадали 20 человек, а машины по большей части восстановлению не подлежат. В пресс-службе нацкомпании “КазАвтоЖол” сообщили: в тот день на трассе работало 22 единицы спецтехники. Движение на автодороге с 8-го по 232-й километр было закрыто с 7.20. В 12.30 трассу открыли, и скопившийся поток (на тот момент около 5 тысяч автомобилей) пустили. Полицейские Акмолинской области и дорожники теперь настаивают: сопровождение для водителей на трассе было.
Уже даже предоставили первого “провокатора” случившейся аварии - 19-летного астанчанина на BMW: управляя автомобилем, он нарушил правила маневрирования и ПДД. Его полет по трассе заснял регистратор одного из водителей: вот он хаотично перестраивается в потоке, затем выезжает в крайнюю левую полосу… В полицейском ведомстве сообщили: протокол уже составлен, парню грозит лишение прав. Остальных винят в том, что они не держали дистанцию и нарушили скоростной режим, за что и поплатились травмами и искореженными машинами.
К слову, обвинение в адрес водителей в таких случаях - самая частая позиция. Не такое массовое (всего восемь столкнувшихся машин), но не менее страшное ДТП произошло на трассе Алматы - Усть-Каменогорск в июне 2020-го.
Водители средь бела дня вдруг оказались в пелене черного дыма. Многие даже отреагировать не успели - начали сбрасывать скорость и просто врезались друг в друга. Причиной задымления стал пожар на мусорном полигоне. Казалось бы, это не тот случай, когда упрямые водилы выруливают на трассу в метель и гололед, начихав на все предупреждения, можно найти и тряхнуть виновника! Тем более что и трасса платная, ожидаемо, что следить за ней должны тщательнее. Однако, к удивлению водителей, рассчитывавших на компенсацию, ни слова о пожаре в протоколах они не увидели. Как водится, и штрафы заплатили, и с ремонтом попали.
Дело в том, что по правилам ПДД вне зависимости от того, платная трасса или нет, водитель оценивает дорожную обстановку и, соответственно, выбирает скорость движения. Учитывается при этом несколько факторов: метеоусловия, интенсивность движения, состояние дорожного полотна и транспортного средства, видимость.
- Двигаться нужно с той скоростью, которая позволит водителю при возникновении аварийной ситуации затормозить или совершить маневр и уйти от столкновения. Стоящий на его полосе движения автомобиль - уже препятствие. Не смог избежать столкновения, совершил наезд - виноват, - объясняет старший инспектор специализированного батальона при местной полицейской службе Алматы Нурсултан РАХМАНОВ. - Поэтому в таких массовых ДТП, хотя и находится тот, кто стал причиной первого столкновения, как правило, виноватыми оказываются все. Административное производство будет составлено на каждого водителя отдельно. Если же в ходе столкновения с обездвиженным ДТП автомобилем погибнут люди, водителю вменят причинение смерти по неосторожности.
Водить на верёвочке?
Тем временем карагандинские водители, поучаствовавшие в громком ДТП, собираются в суд и прежде всего жаждут встретиться там с дорожниками. Истцы настаивают: трасса, открытая для въезда в Астану, не была полностью безопасной для движения. Ответственность за это предусмотрена частью 2 статьи 631 КоАП. Но доказать виновность юридических или физических лиц в аварии и порче имущества будет непросто.
Третьей стороной в этом разбирательстве могут выступить и полицейские. Колонну сопровождения, о которой говорят теперь власти, многие водители просто не увидели или не смогли догнать. Они утверждают: она двигалась со скоростью 80-90 км/ч! Хотя по правилам должен быть ведущий автопатруль и замыкающий. Почему же тогда жолполовцы допустили и игру в шашечки на дороге, и такое превышение скорости?
У нас, как всегда, пока гром не грянет… Теперь вот даже главный специалист департамента ликвидации ЧС МЧС Казахстана Магомет АХРИЕВ, выступая на брифинге ведомства, заявил о необходимости колонн сопровождения в таких случаях. Очевидно, подразумевая плохие погодные условия. Мерами безопасности, по его мнению, могут стать и дополнительные экипажи полиции, и увеличение интервала между колоннами.
- Но это же просто дико! - возмущается автоэксперт, редактор журнала “За рулем Казахстан” Алексей АЛЕКСЕЕВ. - Зачем сопровождать автомобилистов, как детей? Каждый из них, имея права, должен здраво оценивать и ситуацию, и свои возможности, соблюдать разрешенную скорость. А трасса не может быть частично безопасной: она либо открыта, либо нет!
- Проблема еще и в том, что у нас в стране, за исключением разве что БАКАД, нет трасс, оснащенных информационным табло, где оперативно подается информация о текущем положении дел на данном участке дороги, - продолжает Алексей Алексеев. - У нас же сплошная беспечность ответственных лиц и водителей! Не раз замечал на трассе брошенные авто без аварийных сигналов, да и автомобиль со спущенной шиной не отведут на обочину, бросят там, где пробили колесо. Игнорируют и требование, прописанное в ПДД, обклеивать грузовые авто светоотражающей лентой. И, уверен, мало у кого в машине припасен светоотражающий жилет (его наличие тоже обязательно и могло бы спасти жизни).
В выгоде только эстэошники
В пресс-службе страховой компании “Евразия” сообщили: к ним за выплатами по программе КАСКО обратились три владельца авто из участников громкого ДТП. Программа добровольного страхования КАСКО предусматривает выплаты независимо от того, кто виноват в ДТП, и даже если виновник так и не будет установлен. А вот те, у кого автостраховка была обязательной, на хоть какие-то значительные выплаты в этой истории претендовать не могут. Законом установлен лимит на выплаты со стороны страховой компании виновника в 2000 МРП, или 7,864 миллиона тенге. И эта сумма будет разделена на всех пострадавших. Все, что пострадавшие вознамерятся взыскать с виновника сверх того, - через суд. А если виновник так и не будет установлен, ремонтировать машины придется за свой счет.
Ошибается каждый первый
“Вы выехали на дорогу. Будьте уверены: 70 процентов окружающих вас водителей вовсе не знают ПДД” - это одна из вводных на алматинских курсах безопасного вождения.
Руководитель Центра высшего водительского мастерства Андрей БУРМИСТЕНКО уверен: половины случившихся ДТП можно было бы избежать, если бы водители умели правильно… рулить:
- Виновников ДТП часто винят в несоблюдении дистанции. Оставьте привычку висеть на хвосте впереди идущего - отпустите его, чтобы видеть, что происходит перед ним. Контролировать нужно скорость, сохраняя место на дороге, тягу мотора, сцепление шин с покрытием и собственную внимательность. А вот использование телефона за рулем я вообще сравнил бы с покушением на убийство.
- Важно помнить о слепой зоне - периодически проверять, кто находится в вашей, и постараться не держаться в ней у других водителей. Быстро повернув голову, оцените, кто едет рядом. И не рассчитывайте, что тот, кто едет сзади, отвечает за дистанцию, этим вы тоже должны управлять, - настаивает инструктор.
- Во всех автошколах учат: рулить нужно в сторону заноса. Но недоговаривают, что сделать это нужно вовремя. Чем быстрее вы провернете колеса, тем раньше вы предотвратите занос. И лайфхак, о котором практически никто не говорит: как только вы остановили занос, верните руль на место. Иначе вы спровоцируете скольжение в другую сторону, - советует эксперт. - И все же на занос водители, даже малоопытные, реагируют инстинктивно, но верно. А вот снос - это психологически очень сложная для человека ситуация. И его лучше не допускать. Элементарно сбросить скорость.
Безопаснее дома
На запрос, как выжить в автомобиле, если столкновения уже не избежать, интернет выдает противоречивые и даже вредные советы. Например, находясь на заднем сиденье, рекомендуется упасть на пол.
- То есть никто даже и не надеется, что пассажиры там вообще пристегиваются, - усмехается Алексей Алексеев. - И даже дорожная полиция не штрафует за езду без ремней “на диване”, и лишь в Усть-Каменогорске полицейские требуют выполнять этот пункт ПДД. Практика показывает, что у людей просто не хватает времени отреагировать. А если это время есть, то и водитель может увести машину от столкновения.
Но кроме травм, которые получают водители и пассажиры в салоне авто в момент ДТП, случается и просто ужасающее: водители выходят осмотреть повреждения после столкновения, пассажиры пытаются скорее выбраться, а их сбивают другие автомобили. Так, в январе 2023-го водитель, выживший в ДТП в Павлодарской области, погиб под колесами следовавшего за ним автомобиля.
Не безопаснее ли ждать помощи в салоне автомобиля?
- Только если нет угрозы повторного столкновения. Но на трассе это спрогнозировать сложно. Поэтому безопаснее всего оглядеться, включить аварийный сигнал и покинуть авто. Но не для того, чтобы оценивать повреждения. Дорогу лучше не перебегать: если ваш автомобиль ближе к левой полосе движения, можно укрыться внутри конструкции разделительной полосы, если ближе к обочине - сойти с проезжей части на безопасное расстояние, - советует Нурсултан Рахманов.
Юлия ЗЕНГ, Алматы
Опрос в тему
Как, на ваш взгляд, можно предотвратить массовые ДТП на трассах?
- Патрулировать трассы полицейскими экипажами.
- Усилить контроль за подготовкой и обучением водителей, повышать культуру вождения.
- Ужесточить требования к содержанию автодорог, особенно платных.
- Ничего не поделать, такие стечения обстоятельств случаются в разных странах.
Проголосовать можно на сайте газеты “Время” www.time.kz
Возвращаясь к напечатанному
Мнения наших читателей
Скоро в поликлиниках внедрят систему Face ID и нельзя будет попасть к врачу без идентификации по лицу. Каких последствий вы ожидаете от этого новшества?
- Система будет часто зависать, очереди еще больше увеличатся, а получить консультацию станет сложнее................... 51%
- Врач еще больше времени будет смотреть в монитор компьютера, а не на пациента............................ 17%
- Возрастет риск утечки персональной информации..................................... 15%
- Станет меньше приписок, поликлиники начнут реально ценить своих пациентов.............................. 17%