Наука выживания
Своим мнением о том, что мешает развиваться отечественным ученым, с нашей газетой поделился академик НАН, президент КАСУ Ережеп МАМБЕТКАЗИЕВ.
- Образование - сфера, которая практически непрерывно реформируется. Обычно в таких случаях вспоминают про среднее образование, но, как мы видим, и высшее в похожей ситуации. За изменениями в законодательстве сложно уследить. Как это влияет на систему высшего образования и науку?
- Нестабильность законодательства в сфере образования и науки проявляется в постоянном изменении требований к высшему образованию. Например, основной документ - государственный общеобязательный стандарт образования - за последние 8 лет меняли 10 раз, квалификационные требования за последние 5 лет - 11 раз. В таких условиях вузам сложно нормально функционировать согласно намеченным стратегическим планам. Сложно формировать необходимый кадровый состав, каждый год подгоняя его под все новые изменения квалификационных требований. Это лихорадит вузы, ухудшает нормальный ритм их деятельности.
Сегодня им нужна реальная автономия, которая бы не ограничивала деятельность вуза в формировании профессорско-преподавательского состава.
- Одно из главных новшеств последних лет - ужесточение требований к будущим докторантам и финансированию научных проектов. Одни считают, что это правильно: мол, так мы отсеем случайных людей, начнем эффективнее тратить деньги, которые выделяют на эту сферу. Другие, напротив, уверены, что такой подход перекрывает путь в науку талантливым молодым людям, которые в силу разных причин не дотягивают до установленной планки. Как вы к этому относитесь?
- Бесспорно, наша наука нуждается в привлечении молодых ученых. Однако существующие сегодня беспощадно жесткие требования как раз отталкивают от нее основную часть молодого талантливого резерва.
Из значительного количества желающих заниматься наукой далеко не все имеют, к сожалению, такую возможность из-за высоких требований к знанию английского языка. Многие из соискателей элементарно не могут набрать необходимый пороговый уровень. Разумеется, английский нужен для исследований, но он никак не может выступать ключевым критерием при поступлении в докторантуру.
- За последние три года в Казахстане закрыли 60 диссертационных советов в связи с усилением требований к их деятельности. Такими темпами мы останемся вовсе без докторов, и многие пойдут защищаться в соседние государства. Мы не должны увлекаться закрытием диссертационных советов, а наоборот - создавать условия для защиты нашими докторантами своих диссертаций.
Еще одно препятствие для молодых ученых - обязательная публикация статей в международных журналах. Именно их наличие стало, к сожалению, одним из основных показателей оценки вуза, для получения госзаказа, ученых степеней и званий, научного руководства и так далее.
Наблюдается высокий процент невыхода на защиту после завершения докторантуры. Наши докторанты подолгу не могут защититься. В результате пропадает всякое желание идти в науку. И, похоже, мы очень скоро вообще лишимся преемственности. А это уже губительная перспектива для независимой страны. Невольно вспоминаются научные публикации нашего поколения ученых в отечественных журналах, что позволяло нам успешно выходить на защиту.
На мой взгляд, требуют серьезной корректировки и сегодняшние условия конкурса научных проектов. Молодые ученые не могут повторно с учетом замечаний, пожеланий подавать тот же проект на новый конкурс.
По сей день наблюдается диспропорция между вузами в получении грантов. Предпочтение отдается в основном научным проектам госуниверситетов, что ограничивает возможности остальных, в том числе частных.
В результате у молодого исследователя с каждым годом остается все меньше мотивации, опускаются руки. Считаю, что мы обязаны обеспечить желающим реальную возможность получить ученую степень и всерьез заниматься наукой.
К слову, настораживает практика выделения министерством целевых грантов по отдельным вузам (например, квота по педагогическим специальностям). Нарушается принцип “грант следует за абитуриентом”. Отсюда его неосвоение. Кстати, в этом году, согласно данным министерства, не было освоено 15 тысяч грантов! Считаю, что все гранты должны выделяться на основе общего конкурса и абитуриент должен поступать в тот вуз, который он выбрал. Нам нужно создавать реальную конкурентную среду для всех университетов.
- Возможно, дело и в доверии к отечественной науке и системе высшего образования. В обществе по-прежнему силен стереотип: наши вузы хуже, а науки в Казахстане и вовсе нет - одно название. Можно ли изменить это отношение и как?
- Многочисленные публикации в прессе о закрытии вузов, их низком качестве обучения вызвали недоверие общества ко всей вузовской системе. Допустить подобное мы не имеем права. Призываю вовремя избежать дискредитации собственной высшей школы, которая ничем не хуже в сравнении с вузовской системой других стран. Могу судить об этом как руководитель университета, посетивший многие вузы ведущих стран мира.
Предлагаю: пусть сегодня конкретную персональную ответственность несут те министры, которые сами сначала дают разрешение на открытие вузов, а затем запрещают их деятельность.
- На ваш взгляд, какие еще проблемы препятствуют развитию системы высшего образования и науки?
- Значительная масса работающих специалистов потеряла сегодня возможность получения второго высшего образования без отрыва от производства, хотя для них это жизненно важная необходимость. Это новый статус человека, размер его заработной платы. А мы лишаем его этой возможности. Полагаю, мы обязаны обеспечить возможность получения дистанционного образования, тем более что сегодня без проблем можно свободно проследить цифровой след любого обучающегося.
Считаю порочной практику, когда достигшие пенсионного возраста заслуженные ректоры, деканы, заведующие кафедрами, профессора вынуждены освобождать свои должности. То есть мы собственными руками лишаем себя разумной преемственности, бесценного наследия. Складывается парадоксальная ситуация: сегодня даже я, получивший в свое время степень доктора в МГУ им. Ломоносова, академик, оказывается, не имею права руководить не только докторантами, но и магистрантами. Разве это не парадокс?!
Опытных специалистов, ученых надо сохранить в штате вуза, пусть в ином статусе, предоставить им возможность читать лекции, вести спецкурсы. И не только в своем, но и в других ведущих вузах. Это не только дань почтения к их опыту, профессионализму, но и дополнительный, пусть скромный, доход к их пенсии. Кстати, президент России без колебаний продлил срок пребывания Виктора САДОВНИЧЕГО на посту ректора МГУ, несмотря на его преклонный возраст.
- Да, Садовничий - ректор-долгожитель, по крайней мере среди коллег из СНГ: руководит главным университетом России с 1992 года. И, кстати, ректоров у нашего соседа выбирают на пять лет, а у нас - на три года. Как вы считаете, этих трех лет достаточно для того, чтобы разобраться в тонкостях работы вуза и вывести его на новый уровень?
- Абсолютно согласен с постановкой вашего вопроса. Выбирать ректоров у нас следует не на три года, а на пять лет. Причем избирать ректоров сегодня нужно, как акимов, непосредственно на местах, то есть внутри коллектива путем открытого голосования. Вполне логично, что срок ректорства должен совпадать со стратегическим пятилетним планом развития вуза. Оценка деятельности ректора должна основываться на результатах достижения целевых индикаторов, обозначенных в стратегическом плане.
- Что еще мешает развитию нашей системы высшего образования?
- Несовершенство рейтинговой системы вузов. Сегодня в Казахстане функционирует несколько рейтинговых агентств (НАОКО, НААР, “Атамекен” и другие). Каждое из них руководствуется своей методологией. Однако при принятии решения о размещении в вузе госзаказа или включении вуза в группу оценки рисков министерство полагается только на данные агентства “Атамекен”. А его методология недостаточно объективна, полноценна.
Необходимо проработать единую оптимальную методологию отечественной рейтинговой системы, исключающую односторонний подход к оценке значимости вуза. Тогда мы добьемся предельно ясной, достоверной таблицы рангов вузовской системы республики. А абитуриент сможет самостоятельно и безошибочно выбрать место обучения.
Надиль РАХМЕТОВ, Нур-Султан
Ссылки по теме:
“О бедной науке замолвить словечко”, “Время” от 22.4.2021 г.
“СОР - из избы!”, “Время” от 9.8.2022 г.