Зачем менять тех, кто хорошо работает?
Юрист Владимир Дмитрачков добивается отмены приказа Минобра о ротации директоров школ
Житель столицы пытается через суд отменить приказ Министерства образования и науки о ротации директоров школ. Он считает, что документ ущемляет права детей, которым повезло попасть в учебные заведения с эффективными руководителями.
Дочь Владимира ДМИТРАЧКОВА Алиса недавно окончила 1-й класс. С учителем отношения прекрасные, на занятия - с удовольствием, в столовой - вкусно. Придраться не к чему. Правда, как считает родитель, все может измениться, если в столичной гимназии №6, где учатся его дети, сменится директор, а это более чем вероятно. В декабре 2021 года министр образования подписал приказ №559 “Об утверждении правил проведения ротации первых руководителей государственных организаций образования”. Перемещение происходит каждые четыре года. Директор может попросить продлить его полномочия и остаться в родной школе, но позволят ли - решает комиссия. Если же он просидел на одном месте семь лет - тут без вариантов, придется сменить место работы.
Мы писали об этом новшестве (см. “Ротация: за и против”, “Время” от 8.12.2021 г.). МОН настаивает: такой подход позволит эффективнее использовать потенциал первых руководителей - мол, на месте не засидишься, глаз не замылится, и корона на голове не засверкает. Владимир Дмитрачков так не считает.
- Цель ротации - повышение эффективности работы директоров. Я сделал запрос в нашу гимназию: текучка кадров практически нулевая, в школе порядок - значит, действующий директор эффективен на своем нынешнем рабочем месте. Зачем его менять? - недоумевает мужчина. - В приказе указано, что ротация происходит раз в четыре года, но приняли его в декабре 2021-го и тут же стали менять руководителей местами. Но ведь с этого момента четыре года не прошло. Не опережает ли МОН события?
Владимир эмоционален, но последователен. Юрист по образованию, он завалил письмами госорганы: мажилис, генпрокуратуру, администрацию президента и, конечно, виновника торжества - Минобр. Требование одно: приказ отменить. Ответы приходят исправно, но, так уж у нас заведено, из тех госорганов, на действия которых Дмитрачков и жалуется. Он про эффективность: как ее будут определять? Ему - про то, что приказ согласовали с министерствами и общественностью и по такому принципу уже поменяли 195 директоров.
- В одном из ответов указано, что ротация успешно реализуется во всех регионах. Успешность в чем? Что можно измерить за три-четыре месяца? - разводит руками Владимир. - А вот обратный эффект мы увидим сразу: никто не может дать гарантию, что в школе, в которой работал продвинутый руководитель, после его ухода ничего не изменится в худшему. Не увеличится количество учеников в классе. Не испортится качество еды в столовых. Не уйдут лучшие учителя, а за ними - ученики. И никто не запретит им это делать. Вот такие современные кочевники.
- В середине апреля я узнал, что директор нашей гимназии вскоре будет руководить другим учебным заведением. Вероятнее всего, и классный руководитель моей дочери тоже уйдет в другую школу, - продолжает он. - Это стало трагедией для моей дочки. Я не скрываю, что началось все с личной истории. Ребенок для меня все.
- Директор знала, что вы развили бурную деятельность? Как она на это отреагировала?
- Она была категорически против. Не хотела, чтобы я что-то предпринимал. И сказала она это не лично мне, а передала через классного руководителя дочери. Понимаю, сразу возникает подозрение, будто мне заплатили, я защищаю чьи-то интересы. На самом деле это не так: инициатива моя, борюсь за права моего ребенка-школьника и таких же, как моя дочь, детей. Не хочу никому ничего доказывать, но на всякий случай скажу: директора я видел два раза на сентябрьской линейке и третий, когда стал собирать информацию, касающуюся новых правил.
Дмитрачков не против ротации в принципе, но он не понимает, зачем менять именно эффективных руководителей. Логичнее наоборот: убирать тех, кто работает плохо, и на их место готовить специалистов из резерва. Лучшие должны делиться опытом, брать на стажировку менее успешных или начинающих коллег. Либо человек может уйти, если он сам этого хочет: руководил обычной школой, теперь хочет попробовать свои силы в лицее или гимназии.
- Хорошие директора не должны страдать из-за того, что кто-то работает хуже, иначе у нас одна половина директоров будет пахать, а вторая - жить за их счет. Пришел в школу - там все сделали до тебя, главное - отсидеть четыре года, а потом дальше переведут, - обрисовывает перспективы наш герой. - Я понимаю, что, если человек не справляется со своими обязанностями, его нужно заменить - для этого есть Трудовой кодекс. Но зачем трогать тех, кто хорошо работает? В Казахстане ротация министров происходит каждые два-три года. Мы стали жить лучше? В итоге ротация рискует привести не к эффективности, а к деградации. Если я прихожу на работу и знаю, что мне нужно просто просидеть на этом месте четыре года, а потом уйти в другое, разве я буду стремиться делать свою работу лучше, успешнее? Это психология людей.
26 мая Владимир подал иск в суд. Ответчик - Министерство образования и науки. Судья районного суда иск принял, сейчас идет досудебная подготовка.
- На что вы рассчитываете?
- Я надеюсь, что приказ отменят. Но, может быть, МОН решит до суда урегулировать данный вопрос, дать гарантию, что в результате ротации в школах не станет хуже, а если и станет, то кто-то должен взять на себя ответственность за это. Есть и третий, на мой взгляд, самый лучший вариант: министерство признает несовершенство своих правил, отменит или приостановит их действие и разработает новые, отвечающие интересам всех участников, а самое главное - наших детей.
Оксана АКУЛОВА, фото Олега СПИВАКА, Алматы