Арыстанбек СТЫБАЕВ, судья Верховного суда: Негоже называть себя расходным материалом
В интервью нашей газете судья специализированного межрайонного экономического суда (СМЭС) Атырау Данияр САРИЕВ раскритиковал результаты оценки его профессиональной деятельности (см. “Судья Данияр САРИЕВ: Судьи первой инстанции - расходный материал, мы абсолютно бесправны и не защищены”, “Время” от 16.4.2022 г.). На вопрос о том, насколько правдивы его высказывания, ответил председатель комиссии по качеству правосудия Верховного суда (ВС) Арыстанбек СТЫБАЕВ.
- Арыстанбек Сагатбекович, зачем вообще нужно оценивать работу судей?
- Оценка профессиональной деятельности судей была введена в 2016 году в рамках Плана нации “100 шагов” для проверки их профессиональных навыков и умений. Первый раз судьи проходят проверку через год после назначения и потом через каждые пять лет. Это сделано для улучшения качественного состава судейского корпуса, роста квалификации и ответственности.
В 2019-м президент потребовал повысить качество правосудия и компетентность судей, после чего были внесены соответствующие поправки в закон, создана комиссия по качеству правосудия. В ее состав вошли трое судей Верховного суда, трое - из областных и районных судов и один судья в отставке. Все они избираются на расширенном пленарном заседании с участием всех судей ВС и делегатов от облсудов. Те, кто набрал больше всех голосов, и становятся членами комиссии. Но в нее не могут быть избраны представители руководства судов, в том числе Верховного суда, Высшего судебного совета (ВСС) и Союза судей. Те, кто работает добросовестно и честно, не должны бояться проверки: оценивают их работу их же коллеги и сравнивают с показателями судей одного суда.
Но еще годом ранее суды столкнулись с двумя проблемами: низкой зарплатой и аномально высокой нагрузкой судей. С 2019-го зарплату судей экономических судов государство увеличило в три раза. Было учтено, что здесь рассматриваются самые сложные споры. И хотя за это время их нагрузка снижена почти вдвое, она все еще остается высокой.
- Как проводится оценка?
- Комиссия по качеству правосудия применяет инструменты по четырем группам критериев. Основная из них - оценка профессиональных знаний и умение применять их при отправлении правосудия. Изучают качество судебных актов, а главное - причины и основания их отмен и изменений, при этом просматривают видеозаписи процессов методом случайного отбора.
Проверяется соблюдение процессуальных сроков, анализируется судебная и внесудебная деятельность проверяемого. Учитываются мнения его коллег о нем. На основании сведений комиссий по судейской этике, судебного жюри, кадровых служб и других госорганов анализируем и нравственные качества (в том числе выясняем, есть ли непогашенные адмштрафы, долги по выплатам алиментов и налогов и т. д.).
Из подлежащих оценке 1238 судей понижены либо уволены начиная с октября 2019 года 82 судьи. А в целом за 2019-2022 годы по различным основаниям уволены и понижены в должности 180 судей (7 процентов от действующего состава). Это почти в полтора раза больше, чем за предыдущие 10 лет (142).
При этом ВСС за три года признал обоснованными все решения комиссии о переводе того или иного судьи в другой суд или на иную специализацию. Отменил лишь три решения о признании не соответствующим занимаемой должности. ВСС, думаю, учел все обстоятельства, и по результатам повторного рассмотрения эти судьи переведены в другой суд.
- Перейдем конкретно к Сариеву. Почему комиссия не дает ему расти?
- Давайте посмотрим его послужной список. Судейский стаж - 12 лет. Сариев четыре года был судьей Атырауского горсуда. Затем год проработал в администрации президента. В последующем был назначен председателем Актюбинского горсуда. Спустя три года по собственному желанию (опять же через конкурс) перевелся рядовым судьей в СМЭС, где и сейчас работает.
Атырау - большой регион. Здесь сосредоточены крупные субъекты нефтегазовой сферы и инвесторы. Это, несомненно, заслуживает внимания. Комиссия учла это, как и 20-летний общий стаж Сариева на госслужбе. Но надо сказать, что оценка проведена только за прошедшие пять лет - с 2016 по 2020 год. И хотя количество отмен и изменений не является определяющим фактором при оценке судьи, однако факты - вещь упрямая: за это время отменено 50 и изменено 25 решений Сариева. 75 актов! И дело даже не в этих цифрах, а в том, что он по многим делам допускал существенные нарушения норм материального и процессуального закона. Вышестоящими инстанциями направлено в его адрес пять писем-замечаний.
Теперь давайте сравним нагрузку Сариева с двумя другими его коллегами по суду. Один из них вынес 1685 решений, другой - 1474, Сариев - 1532. То есть примерно одинаковая нагрузка. Но у первого 19 отмен и изменений (10 процентов от их общего количества в этом суде), у второго - 39 (20), а у Сариева - 75 (40). Получается, каждый второй отмененный/измененный судебный акт вынес Сариев.
- Но почему комиссия не учла “безупречную его работу за все эти годы”, отсутствие замечаний и нарушений кодекса этики, а также что он дважды возглавлял суд и сейчас выступает в этой роли?
- Да, дисциплинарных взысканий Сариев не имеет. Но его деятельность в бытность председателем горсуда Актобе была предметом обсуждения на пленарном заседании облсуда. Речь тогда шла о ненадлежащей организации судопроизводства, подтверждении жалобы на него, допущенной волоките и нарушении процессуальных прав участников процесса. Нельзя не учесть и то, что, будучи назначенным председателем самого большого в регионе суда, он по собственному желанию оставил эту должность и ушел рядовым судьей в СМЭС. Сариеву еще тогда было оказано большое доверие, но, получается, он не справился с работой руководителя.
- Справедливо ли после десяти лет работы в Атырау отправлять его в глубинку?
- Комиссия признала Сариева соответствующим занимаемой должности, и до решения о переводе его в другой суд он остается судьей экономсуда.
В части несогласия Сариева с итогами оценки. 15 декабря 2021 года комиссия направила ему сводную таблицу с результатами. Разъяснили право представить свои замечания в случае несогласия. Но Сариев в расписке указал на их отсутствие. И это же подтвердил на заседании комиссии. Умолчал он и об избрании его в октябре 2020-го в совет филиала Союза судей. Возражения у него появились только после вынесения протокольного решения 27 декабря. То есть когда истекли все процессуальные возможности для исправления.
Сариев участвовал в конкурсах на должности председателя рай/горсуда дважды (в 2019 и 2021 годах) и оба раза не смог получить положительную рекомендацию комиссии. Сариев оспорил решение комиссии, но ВСС тогда тоже согласился с выводами комиссии.
ВСС состоит из председателя и 17 его членов, которые назначаются главой государства. В его состав входят 12 постоянных членов, включая председателя, а также шесть по должности: председатель ВС, генеральный прокурор, министр юстиции, руководитель уполномоченного органа по делам госслужбы, председатели профильных комитетов сената и мажилиса, судьи всех инстанций, ученые-юристы, адвокаты, представители юридической общественности. Такой большой и авторитетный состав ВСС, несомненно, объективно проверяет все доводы жалоб об обоснованности решения комиссии.
Вопросами перевода из одного суда в другой занимается ВСС. Комиссия может лишь рекомендовать необходимость перевода того или иного судьи в другой суд.
Комиссия при оценке учла умение и опыт судейской работы Сариева, ему рекомендован перевод в другой суд. Комиссия считает, что Сариев может быть судьей в любом другом суде, кроме экономического. Отправлять правосудие в экономсуде наиболее сложно, высока и нагрузка, соответственно, и зарплата судей там гораздо выше. То есть Сариев может работать и в суде района, и областного центра, но где конкретно - решает ВСС, исходя из вакансий в регионе, опыта и качества работы судьи, его специализации и нагрузки суда, иных заслуживающих внимания обстоятельств.
- А можно ли оспорить решение комиссии по качеству правосудия?
- Оспорить решение комиссии в ВСС судья может в течение десяти дней с момента его ознакомления с ним. Сариев обжаловал решение комиссии, и 24 февраля 2022 года ВСС признал обоснованным ее решение.
В завершение вот что хочу отметить. В соцсетях нередко вижу, как люди требуют незамедлительной реакции на отмену решений судей вышестоящей инстанцией - вплоть до их увольнения.
Почему это невозможно сделать по одному росчерку пера или желанию кого-либо? Потому что в этом заложен принцип независимости судьи. Процедура увольнения судьи за нарушение кодекса судейской этики или грубые нарушения закона длительная. Для этого свое заключение сначала должна дать комиссия по судейской этике и центральный совет Союза судей, судебное жюри при ВСС и только потом сам ВСС. По рекомендации ВСС окончательное решение принимает президент. Этот процесс привлечения к ответственности судьи всячески оттягивают, уходя на больничный или в декрет. Многие помнят, как обращались к СМИ и выступали в соцсетях судьи Алматы - ЖОЛМАНОВА, Караганды - ЕРИМБЕТОВ, Павлодарской области - ЕРМЕКОВ, столицы - КУРМАНОВА и другие. Пытается выглядеть жертвой и Сариев, будто на него устроены гонения.
Люди, возможно, думают, что если меры не принять незамедлительно, то они не будут приняты совсем. Это не так! Судей тоже увольняют. Выше я называл цифры.
По кодексу судейской этики судья должен избегать любых действий, которые могут привести к умалению авторитета судебной власти и причинить ущерб репутации судьи. Для повышения авторитета судебной власти каждому судье нужно начинать с себя. И уж точно не называть себя расходным материалом.
Самат АШИМОВ, Нур-Султан