4049

Оброк за недоверие

Главной проблемой современной пенсионной системы Казахстана является недоверие к ней со стороны большинства населения. Самым показательным подтверждением этого стало стойкое желание наших граждан поскорее забрать свои пенсионные сбережения из ЕНПФ (Единого накопительного пенсионного фонда). По любому поводу, под любым предлогом.

Оброк  за недоверие
Фото Владимира ЗАИКИНА.

Очевидно, что в правительстве эту проблему знают и, как нас заверяют, пытаются найти возможность изменить пенсионную ситуа­цию к лучшему. Однако по факту получается совсем наоборот.

Почему так происходит? Давайте попытаемся разобраться вместе…

К концу прошлого столетия казахстанскую пенсионную реформу признавали как самую лучшую в СНГ. Пенсионный оптимизм граж­дан поддерживался большой работой правительства и лично премьер-министра по разъяснению основ и принципов накопительной пенсионной системы, условий ее функционирования, роли и ответственности каждого человека в своей пенсионной судьбе.

С тех пор прошло уже более двух десятилетий. И что мы видим? Экономические кризисы и безработица, рост цен и снижение уровня жизни населения, сырь­евая зависимость и неразвитая промышленность, безответственное отношение к решению соцвопросов и желание скрыть истинное положение дел в социальной сфере за красивыми цифрами лукавой статистики, отсутствие разумной социальной преемственности и неуемная тяга новоявленных чиновников реформировать реформы создали то, что мы с вами сейчас имеем.

Более того, денег на выплату пенсий состоявшимся пенсионерам в бюджете нет. Сегодня пенсии выплачиваются за счет трансфертов в республиканский бюджет из Национального фонда Казахстана.

В этих условиях главе государства все чаще и чаще приходится вмешиваться в решение социальных задач, которые подбрасывают обществу государственные органы, призванные эти задачи решать, а не доводить ситуацию до абсурда.

За примерами далеко ходить не надо. Еще свежи в народной памяти “социальные кульбиты” с пенсионными порогами достаточности и недвусмысленное инвестирование наших с вами пенсионных накоплений в азербайджанский банк или через раскритикованный президентом Банк развития Казахстана...

Всякому понятно, что эти и подобные скандальные примеры не дают оснований для роста доверия населения к отечественной пенсионной системе.

А что тогда, по мнению правительства, должно этот уровень доверия повысить?

Как следует из многочисленных докладов, выступлений ответственных чиновников социального блока и различных презентаций, уровень доверия населения можно и необходимо повысить (только не смейтесь, пожалуйста!)… за счет введения дополнительных 5 процентов обязательных пенсионных взносов работодателей (ОПВР).

По мнению правительства (цитирую из проекта указа президента Республики Казахстан), “для сохранения адекватности пенсионного обеспечения с 2023 года предлагается ввести дополнительный условно-накопительный компонент за счет обязательных пенсионных взносов работодателей поэтапно, по ставке, начиная с 1 процента в 2023 году, доведя ее до 5 процентов к 2029-му”.

То есть, если вы не доверяете отечественной пенсионной системе, мы вам еще один пенсионный оброк подкинем. Как думаете, повысится после этого уровень доверия населения к пенсионной политике государства? Я думаю, что нет!

На основании этого совсем несложно предугадать, какой будет дальнейший сценарий. Кто раньше не платил обязательные пенсионные взносы, тот и новые взносы платить не будет. То есть дополнительная финансовая нагрузка свалится только на тех, кто и так более-менее регулярно платит обязательные пенсионные отчисления. При этом бизнес нач­нет искать способы уклонения от этих поборов и, скорее всего, полностью или частично уйдет в неформальный или теневой сектор. Мы этого хотим?

Напомню, что проведенное мероприятие с изъятием пенсионных накоплений до достижения пенсионного возраста на цели, не связанные с пенсионным обеспечением, наглядно показало, что большинство наших граждан не имеют достаточных пенсионных накоплений и введение этого дополнительного условно-накопительного компонента пополнит пенсионную копилку только тех, у кого эти накопления и без того имеются.

А что делать с огромным количеством казахстанцев, у которых пенсионных накоплений нет или их крайне мало, тем более в условиях падения доходов и жизненного уровня населения?

И что делать с пенсионным обеспечением безработных и самозанятых, которых в Казахстане, по некоторым оценкам, более двух миллионов человек?

А какова пенсионная судьба тех, кто платит мизерный единый совокупный платеж, который даже арифметически не способен обеспечить этим людям достойное пенсионное будущее?

Глава государства Касым-Жомарт ТОКАЕВ, принимая во внимание негативное отношение наших граждан, бизнес-сообщества и многочисленных экс­пертов к этим нововведениям, уже несколько раз откладывал введение ОПВР, поручая найти согласованную альтернативу этим взносам. В частности, на Высшем совете при президенте по реформам 7 декабря 2021 года правительству совместно с Нацбанком было поручено до 30 июня 2022-го внести проект изменений в концепцию дальнейшей модернизации пенсионной системы до 2030 года с рассмот­рением вопросов по поиску альтернативного варианта введения ОПВР и мер вовлечения граждан (включая самозанятых) в пенсионную систему республики.

Однако руководители социального блока с упорством, достойным лучшего применения, проталкивают эти противные нашему обществу обязательные пенсионные взносы работодателей теперь уже в проект Социального кодекса (не мытьем, так катаньем), который, по мнению главы государства, должен стать ключевым элементом общественного договора.

Возникает закономерный вопрос: зачем под общественный договор подкладывать эту социальную мину замедленного действия?

И здесь уже появляется вполне логичное и недвусмысленное понимание, что все это не случайность, а вполне продуманная стратегия, которая укладывается в рамки того, что чем более запутанная социальная ситуация, тем больше работы предстоит по ее распутыванию.

Другими словами, сначала соз­даем для общества социальные проблемы, а потом титаническими усилиями их преодолеваем.

При этом сами чиновники в постоянной деловой занятости - совещания, обсуждения, заседания, согласования, отчеты, доклады, проекты… За это им зарплаты, премии, награды… А то, что при этом социальная сфера в полуобморочном состоянии и общество в шоке, - это уже издержки бурной деятельности. И, как представляется, по большей части имитационной. Круглое - тащим, квадратное - катим…

Январские события со всей очевидностью показали, что легкомыс­ленное отношение к решению социальных вопросов грозит самыми серьезными последствиями.

Кроме того, пандемия коронавируса и вынужденные ограничения деятельности бизнеса еще долгое время будут напоминать о себе.

А на фоне увеличения с января текущего года тарифов отчислений на обязательное социальное медицинское страхование, когда работодатели уже платят за работника повышенный процент, проталкивать еще и обязательные пенсионные взносы работодателей, по крайней мере, неразумно.

По моему твердому убеждению, руководителям социального блока страны сейчас необходимо сосредоточить свое внимание на поиске решений по увеличению доходов населения, а следовательно, и пенсионных накоплений, решить вопрос с настоящей, а не со статистической безработицей и самозанятостью, а вопрос ОПВР снять с повестки дня и прекратить всякие обсуждения по этому поводу.

Байкарим ТУТЕНОВ, экс-министр социальной защиты населения

Поделиться
Класснуть