Вакцина - не панацея от ковида
Вирусолог Кайсар Табынов: Иммунной системе человека нужно время, чтобы распознать нового врага
Молодой профессор, директор Международного центра вакцинологии Казахского национального аграрного исследовательского университета (КазНАИУ) утверждает, что наступила эра пандемий. Но есть и хорошая новость: от коронавируса человечество не вымрет.
- Мы так верили год назад, что вирус прокатится по планете и уйдет, как в свое время затихла знаменитая испанка… А вы говорите, что вообще наступают времена вирусов!
- Я не первый, кто это утверждает. Поэтому говорю, что нам надо ценить свои кадры, и государству, и бизнесу вкладываться в фармацевтические предприятия, в исследования ученых и вирусологов. Это стратегические планы. То, что надо ждать пандемию, было ясно еще в 2009 году после вспышки свиного гриппа. Просто мы не думали, что произойдет все так быстро и масштабно. Хотя чему тут удивляться - людей очень много, связи между государствами активные. Если вы в любой момент можете поехать в любую точку мира, то так же легко путешествуют с нами, с грузами и вирусы.
- Так уйдет ковид сам по себе или хотя бы станет менее опасным?
- Я не эпидемиолог, чтобы давать такие прогнозы, но думаю, что через какое-то время практически все люди переболеют им и по второму, и по третьему разу. Вирус будет приспосабливаться к нам, а мы - к нему. Иммунная система человека очень мощная и в любом случае гораздо умнее примитивного вируса. Вопрос в том, что ей нужно время, чтобы распознать нового врага. Поэтому можно ждать, когда пандемия затихнет естественным путем, и нести потери. Но лучше действовать. Надо пытаться помочь себе дополнительной защитой в виде вакцины, но понимать, что она не является панацеей.
Для того чтобы погасить любую пандемию, нужен комплекс мер: карантинные барьеры, вакцинация, лекарства... Карантин в действии мы видели: он лишь помогает растянуть пик, избавить лечебные заведения от чрезмерной нагрузки. Что касается иммунизации, то за короткое время были разработаны вакцины на основе имеющегося мирового опыта. В том числе и те образцы, которые опережают свое время. В любом случае сейчас мы работаем на будущее.
- Многих людей как раз смущает быстрота разработки вакцин…
- Надо понимать, что к настоящему моменту уже существовали вакцинные платформы. Это как пирог: он может быть с вишней, а может быть с малиной. Рецепт теста и технология сходные, а дальше уже дело потребностей. По сути, платформа для вакцины QazVac была подготовлена еще в 2013 году, а сейчас она пригодилась. Мы разрабатывали векторные вакцины - определенный вирус используется как доставщик белка-врага в клетки, где и формируется иммунитет. Именно поэтому иммунизация происходит в два этапа, ведь иммунитет вырабатывается и к вирусу-доставщику. Поэтому “курьера” надо менять. Такие вакцины хороши как скорая помощь. Для постоянной регулярной вакцинации они не годятся.
Кстати, о быстроте разработок: именно такой принцип мы использовали при создании вакцины против бруцеллеза крупного рогатого скота. И эта технология прекрасно работала. С точки зрения безопасности, исследованности и проверки временем я за использование более традиционных технологий, тех, которые за десятилетия практики уже показали себя. В этом плане чемпионы - белковые вакцины, и за ними будущее. Сейчас на стадии доклинических испытаний находятся две наши вакцины против ковида, в том числе и с использованием нанотехнологий.
- Противников казахстанской вакцины смущает и то, что разработчики специализируются в сфере ветеринарии.
- Я слышал подобные реплики. На самом деле не имеет значения, вакцина для животных или для людей, принцип получения и работы в обоих случаях одинаковый. Так оказалось, что в нашей стране в плане разработки вакцинных препаратов именно ветеринарные специалисты имеют больше опыта. Но надо отметить, что испытания проводят медицинские работники, клиницисты, они дают экспертную оценку.
- Вы сами, кстати, привились, заболели, но не потеряли веру в вакцину. Скажите честно - было обидно?
- Я привился австралийской вакциной первым в Казахстане, через 10 месяцев заболел ковидом, но перенес его не в тяжелой форме. Было некоторое разочарование, но я прекрасно понимал, что объективно у меня на тот момент уже не было антител. К тому же я находился в очень сильном стрессе. А это всегда влияет на иммунитет.
- Сейчас вы подготовили назальную вакцину, то есть фактически капли в нос от ковида. Как это работает и когда будет применяться?
- Мы подготовили две вакцины, обе относятся к категории белковых. Но если первая вводится внутримышечно, традиционным способом, то инновационность второй в том, что вражеский белок мы заключаем внутрь наночастиц, изготовленных из природных материалов. Наночастицы прикрепляются к слизистой и формируют как местный, так и системный иммунный ответ. При местном вирус блокируется на входе. Более того, вакцина уже показала, что происходит еще и блокировка трансмиссии вируса, то есть вакцинированный человек не может быть разносчиком вируса. На самом деле это грандиозный результат, мы сейчас готовим публикацию и, думаю, произведем очень сильный мировой резонанс. Но прекрасно понимаем, что с практическим применением можем не успеть именно в эту пандемию. Мы ставим перед собой задачу обеспечить безопасность населения от следующих угроз. Ранее такая назальная вакцина нигде не применялась, поэтому мы осторожны. Но еще раз повторю: это стратегическая разработка, препарат, который опережает свое время. Поэтому до внедрения требуется провести целый ряд исследований, в том числе фундаментального характера.
- Неужели возможно изобрести вакцину еще от одного бича человечества - аллергии?
- Это вполне реально. Проблема в том, что в нашей стране и во многих других терапия аллергии не популярна, предпочтение отдается симптоматическому лечению, хотя игнорирование именно причин заболевания чревато усилением, переходом в астму. В этой связи мы поставили перед собой амбициозную задачу добиться годовой ремиссии только за счет четырех инъекций с недельным интервалом. Я говорю об одном конкретном аллергене - пыльце полыни. Это гипераллерген, лидер по ринитам и прочим неприятным проявлениям у аллергиков. Если решим с этим, то будем двигаться дальше.
- Когда можно будет получить казахстанскую вакцину от аллергии?
- Если честно, обычно путь от разработки такого серьезного препарата до прилавков аптек примерно 10 лет. Мы постараемся ускорить и уложиться лет в 5-7.
- Может, и от жадности можно изобрести вакцину? Для наших чиновников очень актуально.
- Если бы эта болезнь вызывалась вирусом, то можно.
- Вас не удивляет, что вместо взрыва патриотизма и гордости казахстанские вакцины вызывают скепсис у населения?
- Да, мы привыкли не доверять своим специалистам и обращаться к их разработкам разве что от безысходности. Но, поверьте, с вакцинами это не тот случай. Я стоя готов аплодировать коллегам, которые не только создали QazVac, но и в минимальные сроки обеспечили его промышленное производство. Я знаю, какая это колоссальная работа. И результат ее не случайность - у нас действительно сильные специалисты в этой области. Но сейчас надо думать о будущем, готовить молодое поколение, перенимать опыт. Надо, чтобы не только государство, но и частный бизнес вкладывались в долгосрочные проекты фармацевтической промышленности и производства вакцин. Иначе окажется, что формулы у нас есть, а продукта нет. Повторяю, в данное время это стратегическая задача обеспечения безопасности населения от пандемий.
- Самый печальный вопрос: так получается, что именно медики первичного звена, те, к кому мы обращаемся, демонстрируют недоверие к вакцинам и, простите, порой просто невежество. Почему так происходит? Что-то не так с образованием в стране?
- Наши медики, особенно те, что работают в ковидных центрах, сейчас на передовой. В связи со всплеском коронавирусной инфекции могу только представить, как тяжело им приходится. Нам со стороны легко это обсуждать. Но все же где-то с вами соглашусь. Сам, когда лежал в больнице с ковидом, заметил, что преимущественно обслуживающий персонал несколько скептически относится к вакцинации против КВИ. Это не относится к нашим квалифицированным врачам-инфекционистам. Полагаю, что таких людей среди персонала немного, а большая часть информирует население и дает ответы на все вопросы о вакцинации.
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Владимира ЗАИКИНА и Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы