3780

Не замыливая глаза

Нужно ли казахстанцам бояться Китая больше Нидерландов?

Не замыливая глаза

Одной из часто всплывающих тем обсуждения в социальных сетях являются опасения относительно внешнего долга нашей страны перед КНР, о том, что Казахстан, дескать, взял на себя неподъемные финансовые обязательства и теперь вынужден расплачиваться за это особой лояльностью к китайскому правительству... Такие месседжи достаточно популярны среди казахстанцев и основаны на многочисленных фобиях, касающихся Китая.

Они понятны для всех и вызывают отклик в сердцах наших граждан, испытывающих страхи перед возможностью не­ожиданной демографической экспансии китайцев на территорию нашей страны, особенно учитывая относительную малочисленность населения Казахстана.

Все это подталкивает к выражению недовольства со стороны наших граждан, укрепляя в массовом сознании образ Китая как опасного и коварного соседа. Вместе с тем есть множество вопросов, требующих ответа, прежде всего о рациональности и обоснованности подобных лозунгов, а также о всей подоплеке происходящих событий, которая, вероятно, может ускользнуть от стороннего наблюдателя.

Часто звучащий тезис о большом внешнем долге Казахстана перед Китаем необходимо тщательно проанализировать, так как известно, что власти КНР очень жестко относятся к финансовым обязательствам должников и в отличие от бывшего СССР не спешат их списывать в обмен на политическую лояльность.

Известны случаи, когда страны, попавшие в китайскую долговую кабалу, были вынуждены предоставлять в аренду свои земли и объекты. Например, в 2017 году правительство Шри-Ланки было вынуждено передать Китаю за долги порт Хамбантота, а годом позже таким же образом африканская Замбия потеряла контроль над своим столичным международным аэропортом. Сложная ситуация сейчас сложилась вокруг порта Момбаса в Кении, крупнейшего транспортного узла Восточной Африки, который также может перейти под конт­роль китайских инвесторов за долги.

Еще в 2018 году американский Center for Global Development опуб­ликовал отчет, согласно которому Центральная Азия находится в зоне долгового риска, так как в список стран-должников, включавший тогда Джибути, Лаос, Мальдивы, Монголию, Пакистан и Черногорию, вошли Кыргызстан и Таджикистан.

Если рассматривать кейс наших соседей, то в 2019 году общий внешний долг Кыргызстана составил около 3,7 млрд долларов, в том числе Китаю 1,7 млрд. Что интересно, еще в 2008 году долг киргизов перед КНР был мизерным - чуть более 10 млн долларов, но всего за одно десятилетие увеличился почти в 200 раз и превысил 30 процентов от ВВП.

В ноябре прошлого года на международной выставке импортных товаров в китайском Шанхае Казахстан представили 35 компаний пищевого сектора.

Этот долг существенно вырос при президентстве Алмазбека АТАМБАЕВА в желании продемонстрировать успешность своего правления. Сейчас новое руководство Кыргызстана ведет очень сложные переговоры с китайской стороной о возможностях отсрочки либо о каких-либо льготных условиях погашения долга, в противном случае нашим южным соседям вполне может грозить судьба Шри-Ланки и Замбии.

Два года назад почти половину (48 процентов) внешнего госдолга Таджикистана в 2,9 млрд долларов составляли как раз китайские займы, и в обмен на их погашение правительство этой страны предоставило компаниям из КНР право на разработку мес­торождений золота и серебра, а также отдало часть территории. Такие примеры заставляют пристальнее взглянуть на вопросы долговых обязательств Казахстана перед Китаем.

Внешний долг Казахстана, по данным Нацбанка, в прошлом году вырос на два процента, превысив 160 млрд долларов. Интересно, что наши долги значительно увеличились перед Германией (2 млрд долларов), Южной Кореей и Швейцарией. Но больше всего Казахстан должен Нидерландам (44,6 млрд) и Великобритании (23 млрд) и значительно меньше США и Франции (12,9 млрд и 11,7 млрд долларов соответственно). Так вот, Китайской Народной Республике наша страна должна еще меньше - 10,3 млрд долларов, при этом за прошлый год Казахстан смог уменьшить свой долг перед КНР на один процент.

Этот показатель снижения долга перед Китаем на первый взгляд невелик, но важна позитивная тенденция, и явно видна диверсификация долговых обязательств за счет снижения долгов перед всеми крупными заемщиками (в частности, британский долг уменьшился на целых пять процентов).

Понятно, что психологическое восприятие казахстанцами растущих долгов перед Германией и Швейцарией куда более спокойное, нежели долгов перед близким, активно растущим в демо­графическом и экономическом отношении восточным соседом. Думается, с учетом этих факторов долги перед Нидерландами, даже если они в четыре раза больше, чем долги перед КНР, представляются казахстанцам неизмеримо меньшей опасностью.

Нужно брать в расчет и то, что в целом внешний долг Казахстана, по мнению экономистов, является невысоким относительно ВВП, что косвенно бьет по еще одной популярной мифологеме о бедных казахстанцах, чьи внуки будут вынуждены расплачиваться по долгам государства.

Согласно данным Международного валютного фонда среди стран бывшего СССР у Казахстана на протяжении десятилетий один из самых небольших госдолгов. Сейчас лучше наших показатели лишь у Эстонии, России и Азербайджана, в то время как наибольшие показатели госдолга по отношению к ВВП у Украины, Кыргызстана, Беларуси, Армении и Грузии.

Важно отметить, что на раздувание различных фобий относительно внешних долгов, тем более перед Китаем, работает запутанная и сложная статистика, предназначенная специалистам. Отсутствие понятной для всех рядовых казахстанцев информации о госдолге, публикация длинного перечня цифр без четкой инфографики и комментариев экспертов приводят к массовому убеждению, что народу хотят в очередной раз замылить глаза, скрывая правду.

В этом ракурсе можно лишь приветствовать поручение главы государства Касым-Жомарта ТОКАЕВА о необходимости сделать максимально публичными сведения о внешнем долге страны через запуск единого реестра в виде оцифрованной базы данных Министерства национальной экономики и финансов вкупе с Нацбанком.

Лишь полная открытость в вопросах государственного долга, заключаемых международных сделок, в нюансах межгосударственных переговоров и отношений поможет снизить страхи наших граждан и выстроить в сознании казахстанцев объективную картину мира. Без этого наше общество, кормящееся слухами и догадками, будет просто обречено на протесты встревоженных граж­дан, справедливо беспокоящихся о будущем своих детей.

Фархад КАСЕНОВ, политолог, фото предоставлены Фархадом КАСЕНОВЫМ и с сайта kapital.kz

Поделиться
Класснуть