5678

Наурыз: в чём феномен праздника

Вот уже 30-й год наша страна будет отмечать Наурыз. В этом древнейшем празднике тысячелетиями переплетались история, культура, верования, языки многих народов. Его предыстория начинается с архаических времен, когда пространство было единым космосом, а время переживалось в циклической бесконечности. Сформировался же этот праздник в своем устойчивом значении с инвариантным названием “Новруз”, что в переводе с персидского языка означает “новый день”, символизирующий рождение новой жизни в осевую эпоху, когда человек начал осознавать бесконечность мира и задумываться о сотворении всего сущего.

Наурыз: в чём феномен праздника

Можно предположить, что прародиной этого праздника является не какая-либо страна, не какой-либо один народ и его культура, а человек и активно взаимодействующие народы эпохи, которая вбирала и генерировала опыт поколений, преображая его в духовно-символическую матрицу бытия. Впрочем, феномен праздника вообще определяется ее теоретиками как “мерило человечности и один из источников упорядоченного бытия” (Лаврикова И. Н. Краткий экскурс в теорию праздника. Философия. Социология. Культурология. Вып. 20. Вестник Челябинского государственного университета).

Альмира НАУРЫЗБАЕВА.

Как считает востоковед Ш. ШУКУРОВ, “в истории мировой культуры существуют праздники, которые в силу сложившихся исторических условий их бытования переступают локальные границы своего этноса и религии. Они не мигрируют, напротив, оставаясь в лоне традиции, такие праздники вовлекают в свое энергетическое поле соседние народы и пришлые религии” (Шукуров Ш. Смысл, образ, форма. Статьи разных лет. - Алматы, “Дайк-Пресс”, 2008). С этим мнением трудно не согласиться. Праздник Новруз отмечается не только в Иране, Афганистане, Таджикистане, Албании, Иракском Курдистане, Индии, Македонии, но и практически всеми тюркскими народами. Наурыз издревле формировался в культурной жизни как оседлых, так и кочевых народов, принимая свои формы бытования в мифологически подкрепляемых обрядах, верованиях, в художественно-прикладной и трудовой практике, музыкально-поэтическом творчестве, охватывая все сферы их духовно-практического опыта.

Фактом, свидетельствующим об общечеловеческой значимости этого праздника, является и то, что в 2009 году Наурыз был включен в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО. Кроме того, на 64-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 21 марта было объявлено Международным днем Наурыза.

И все же не оставляет в покое вопрос: почему именно этот праздник для многих народов до сегодняшнего дня животворен, не потерян в перипетиях многих исторических перемен? Значит, есть в нем особая притягательная сила и универсальный смысл, который современность, правда, предельно упростив его, ограничила значением “новогоднее празднество”.

Ответ на эти вопросы не может быть простым, поскольку рождение народных праздников, как и самого их феномена, - сложный процесс антропогенеза, культурогенеза, этногенеза, социогенеза, в единстве которых находит свое место и экзистенциальная природа человеческого духа. Универсальность его сопряжена с вопросами рождения и смерти, бытия и небытия и их производными. Следует принять во внимание, что инициационный элемент архаического ритуала в каждой новой культурной эпохе подвергался трансформации, расширялся его семантический строй, наполняясь новыми значениями и смыслами, но не исчез окончательно: его след остался в потаенных глубинах структуры праздника. Поэтому и в самой его сути кроется смысл того, что можно назвать “событие”, “символический обмен” жизни и смерти как знак устремленности к бессмертию, вечному обновлению.

Но, к сожалению, современность такова, что в ней, как соль в воде, растворяется исконный смысл того, что культура народов тысячелетиями выстраивала как ценностную константу бытия, как духовный стержень своей картины мира. Праздники сегодня, потеряв свой сакральный смысл, стали восприниматься только лишь как время развлечения. Хотя надо признать, что античная философская классика рассматривала праздник как “вид свободного времяпрепровождения, праздность”. Здесь следует понимать, что речь идет о свободе праздника, которая дарована в обмен на жесткую регламентированность и повторяемость будничной трудовой и общественно значимой жизни человека. Праздник - время высвобождения от жестких правил социальных запретов и установлений той или иной общественно-политической, хозяйственно-экономической и порой даже религиозной системы. Это особенно очевидно демонстрируется в средневековом карнавале как празднике-перевертыше, празднике, где коммуникация снимала все социальные установки и осмеянию могли подлежать даже служители церкви.

Признаем также, что современный глобальный мир экс­пансивно вносит свои коррективы в культурные смыслы, предлагая человеку выбор комфортного существования в мире превратно понятой свободы. Это означает “иметь возможность производить что угодно, иметь что угодно, потреблять что угодно и трансформироваться во что угодно”, как написал об этом современный французский философ Ж. БОДРИЙЯР. Каким образом это сказывается на природе праздника и технологиях празднования в современных условиях?

В поисках ответа на этот вопрос встречаешься с идеями, в большей мере критического настроя, где в основу природы праздника кладется принцип свободы. Понимание свободы здесь сопряжено с проявлением ее именно в игре как системообразующем компоненте культуры. Подлинность праздника исчезает, констатирует Й. ХЕЙЗИНГА - автор игровой теории культуры, поскольку, по его убеждению, сама современная культура перерастает в “фальшивую игру”, то есть многие культурные формы начинают выполнять симулятивные функции с потерянным смыслом. Ибо “перенасыщенный мир обречен на инерцию”. Поэтому в таком мире люди желают не развлечений, а отвлечений.

Безусловно, подобная ситуация усложняет процесс возрождения и сохранения смысла исходных форм наследия традиционной культуры, центральным элементом которой является народный праздник. И это при условии, что праздник считается наиболее древним элементом культуры, отличительной особенностью которого является постоянство его воспроизводимости.

Важной сущностной характеристикой праздника является и то, что “переживая упадок в отдельные периоды истории, этот элемент культуры не исчезает совсем”. Так, Наурыз, празднуемый в Казах­стане, имеет свою драматическую историю: в 1926 году он был запрещен как враждебное наследие и культурный пережиток. Тем самым народный праздник был насильственно изъят из культурной жизни, следовательно, были преданы забвению целый пласт народной памяти, его ценностные ориентиры и духовный стержень. Ибо долговечный народный праздник - это всегда символически означенное средоточие духовно-эстетического, мировоззренческого, экономического, хозяйственного, экологического опыта народа. Это также особая форма коммуникации, поднимающая человека над обыденностью, возвышающая его добродетель, передающая каждому новому поколению жизнеутверждающую эстафету бытия.

С момента запрета Наурыз не праздновался всенародно вплоть до 1988 года, что, естественно, влекло за собой потерю целостного понимания смысла этого праздника и, более того, отчуждение нескольких поколений от ключевых элементов своего культурного наследия. Тем не менее народная память сохраняла и поддерживала некоторые практические навыки, сопровождавшие празднества Наурыза: приготовление ритуальных блюд (наурыз-коже), исполнение обрядовых песен (жарапазан) и другие обрядовые действа в их региональном исполнении. К примеру, практикуемый в Западном Казахстане день кљрісу (приходится на 14 марта), предваряющий все праздничные события Наурыза. Следует заметить, что этот день как составляющая Наурыза иллюстрирует еще одну важную особенность феномена праздника, унаследованную функцию архаического ритуала, - социальное упорядочивание путем коммуникативного структурирования.

Свое официальное признание праздник Наурыз приобрел в марте 1991 года с выходом указа президента Казахской ССР “О народном празднике весны - Наурыз мейрамы”. Этот праздник удивительным образом, искони символизируя рождение нового дня и обновления, в своем возрождении в независимом Казахстане проецируется на смысл рождения новой страны. Для молодого поколения, рожденного в независимом Казахстане, он уже органично вписан в календарь общенациональных праздников.

Из года в год, начиная от робких шагов первых лет празднования Наурыза, накапливая знания о нем, изучая его, собирая культурно-исторические сведения, казахстанцы постепенно приходят к потребности понимания его значения и значимости. Безусловно, важнейшими факторами укрепления жизнеспособности праздника Наурыз в нашей стране являются общегражданская устремленность и прилагаемые усилия сообщества по возрождению и укреплению его в общественном сознании и в практике его празднования.

Этому способствуют активизация интеграционных процессов в сфере культуры и расширение международного сотрудничества Казахстана со странами, народы которых празднуют Наурыз. Это сотрудничество соответствует духу самого праздника, основным принципом которого является устремленность к установлению долговечности братства, дружбы, добрососедства, взаимообмена.

Следует отметить, что ратификация Республикой Казахстан в 2011 году международной конвенции “Об охране нематериального культурного наследия” (2003) открыла возможность Казахстану присоединиться к многонациональной заявке (Азербайджан, Афганистан, Индия, Ирак, Иран, Кыргызстан, Пакистан, Таджикистан, Турция, Узбекистан) на внесение элемента “Наурыз. Традиция празднования” в Репрезентативный список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.

В соответствии с основными положениями этой конвенции государство-участник признает нематериальное культурное наследие “важнейшей составляющей частью национальной культуры, основой национального самосознания, укрепляющей духовную связь поколений”. Конвенция также обязывает принять меры по обеспечению наследия жизнеспособности: идентификация, документирование, исследование, сохранение, защита, популяризация, повышение его роли, его передачу - главным образом с помощью формального и неформального образования, а также возрождение его различных аспектов.

Многое уже сделано для возрождения праздника Наурыз в нашей стране, но многое еще предстоит изучать, исследовать, реализовывать. И это важно, поскольку Наурыз - средоточие целого комплекса культурного наследия народа: знания о мире, верования и представления, картина мира, смыслы и история, традиции, язык культуры, эстетические и этические ценности и т. д.

Но главное - устоять от соблазна смоделировать праздник Наурыз в рамках единственно выбранной концепции или установления какой-либо его предпочтительной функции. Идет динамический процесс его восстановления, накопления знаний о нем, осмысления. Праздник Наурыз как река, воды которой, наполняясь впадающими в нее ручейками, сами прокладывают свое русло.

Альмира НАУРЫЗБАЕВА, профессор кафедры социально-гуманитарных дисциплин Казахской национальной консерватории имени Курмангазы, доктор философских наук, фото Владимира ЗАИКИНА и предоставлено автором, Алматы

Поделиться
Класснуть

Свежее