Период ускоренной амортизации
“До 2022-го мы будем в фазе дна, а потом станем подниматься” - такой прогноз для экономики страны дает кандидат экономических наук Атырауского университета им. Х. Досмухамедова Айман МУСАЕВА. Она также уверена, что государству необходимо в первую очередь развивать не нефтегазовую отрасль, а сельскохозяйственную.
- Айман Амангельдиевна, казахстанская экономика пережила сильнейший шок в период пандемии. Вы отслеживаете, в каком состоянии она находится сейчас? Есть ли предприятия, которые не пострадали?
- Да, вокруг сплошь и рядом информация о том, что идет сокращение рабочих мест, растет безработица, о выплате пособий в размере минимальной заработной платы, кого-то перевели на 42 500 и тому подобное. Иногда мне как обывателю даже грустно от всего этого. Но как специалист я понимаю: это всего лишь цикл, который в скором времени закончится. Да и президент страны подчеркнул в своем недавнем выступлении, что главная задача - это улучшение качества жизни и повышение доходов наших граждан. По словам главы государства, каждое решение, каждое действие госорганов должно быть направлено на развитие экономики и во благо народа.
Теперь насчет отслеживания того, кто больше пострадал в пандемию. Наш университет недавно провел опрос о социальном самочувствии жителей в начавшийся карантин. Мы хотели изучить рынок труда, рынок занятости и безработицы в условиях неопределенности. Так вот, на вопрос, есть ли такие предприятия, которые почти не пострадали, отвечу, что устойчивыми в данной ситуации оказались именно малые предприятия - ипэшки, так как они более гибкие (по данным департамента статистики Атырауской области, значительное количество ИП занято реализацией продуктов питания и ремонтом авто- и мототранспорта. - Н. Ш.). Их принцип - “если не здесь, то где-нибудь еще, хоть немного, и того достаточно”.
В нашем регионе в пандемийное время начал активно развиваться бизнес, связанный с интернет-торговлей, дистанционным обучением, доставкой товаров, продуктов, фармацевтикой. Кризис особо не коснулся госучреждений. Гостиничный бизнес в Атырау не простаивает, контракты с крупными нефтегазодобывающими предприятиями помогают им работать в обычном режиме. Трудности, конечно, испытывает более крупный бизнес, который ответственен не только за себя, но и за всех своих сотрудников и их семьи.
Но коронавирусный кризис - это еще не самая сложная ситуация. Как видим, многие компании нашли выход из нее: ряд организационных моментов теперь можно решать дистанционно, а сэкономленные средства направлять на улучшение деятельности предприятия.
Уверена, сейчас страна на пути выработки иммунитета к кризисам. Обнаружены слабые места, на которые направляются все силы государства. Эти самые слабые места нащупали и компании, и семьи, и человек. Надеюсь, каждый из этих субъектов постарается переосмыслить данную ситуацию и сделать свои выводы.
- Президент отметил, что основная задача правительства - восстановление экономического роста, привлечение инвестиций и повышение реальных доходов казахстанцев. Как это можно сделать?
- По итогам 2019 года лишь четыре из 17 регионов и городов республиканского значения были способны самостоятельно прокормить себя. И первым донором является самодостаточная Атырауская область, где добывается сырье для экспорта. Излишки доходов этих четырех регионов, превышающие объем расходов, изымаются из местного в республиканский бюджет и распределяются между регионами с более низким уровнем экономического развития.
Конечно, немного жаль “своих” денег, которые можно было бы направить на улучшение качества жизни и повышение доходов населения Атырауской области, ведь уровень цен у нас, как в столице, а заработная плата работников образования, здравоохранения, органов власти такая же, как в других провинциальных городах с более низкой стоимостью продуктов и товаров…
В последнее время говорят о реализации новой экономической политики в Казахстане. Конечно, одним из методов решения любых проблем остается прежний - транши из Национального фонда.
Второй метод - упор на фискальную политику. Субъекты предпринимательства освобождены от уплаты налогов на три года, до 1 января 2023 года. Это реальная поддержка! Почти каждый десятый мой знакомый в Атырау является индивидуальным предпринимателем или имеет собственное ТОО. Не раз с ними обсуждали данный шаг по поддержке малого и среднего бизнеса в условиях пандемии и отмечали его важность.
Третий метод - шаг к прямой интеграции пенсионных накоплений с рынком жилья, медуслуг, фондовым рынком. В частности, возможность использования части пенсионных накоплений на приобретение жилья, лечение или для передачи в управление финансовым компаниям. В Атырауской области более 30 тысяч человек могут воспользоваться данными возможностями.
Ну и еще восстановление сельского хозяйства. Ведь нефть приходит и уходит, а нам здесь жить. Мы стали слишком зависимы от всего привозного и разленились сами взращивать, создавать.
- Вы имеете в виду, что президент указал на важность поддержки малого и среднего бизнеса (а крестьянские хозяйства, к примеру, таковыми и являются), наиболее пострадавшего от пандемии?
- Конечно, ограничения, введенные на территории Атырауской области в период пандемии, отрицательно повлияли на работу банкетных залов, столовых в школах, боулингов, бильярдных, караоке, компьютерных клубов. Надеюсь, что скоро все будет как прежде и они снова вернутся в строй.
Но считаю, что регионам особое внимание необходимо обратить и на сельские территории. Примерно 45% населения страны проживает на селе, и доходы почти 30 процентов экономически активного населения формируются за счет занятости в сельскохозяйственном секторе. Надо развивать село.
На прошлой неделе в ряде районов Атырауской области прошли отчеты местных акимов, и глава региона Махамбет ДОСМУХАМБЕТОВ дал поручения руководству сельскохозяйственных районов. Зная, что для Индерского района важное значение имеет работа оросительно-ирригационных систем в развитии сельского хозяйства, особенно растениеводства, аким поручил держать на особом контроле состояние каналов, своевременно проводить ремонтные работы.
Махамбетскому району, продовольственному поясу области, было поручено увеличить площадь посевов местных крестьянских хозяйств, а также поголовье племенного скота. Согласна с руководителем региона, что необходимо проводить работы по промышленному производству и привлечению инвестиций, увеличению количества субъектов предпринимательства.
Например, в прошлом году были введены в строй десять новых объектов предпринимательства, в том числе цех по производству соков и кваса. А в этом году уже на подходе комплекс по производству бройлерного мяса птицы. В том же Махамбетском районе в рамках “Карты индустриализации” введут в строй теплицу. Радует, что продолжается процесс возврата участков для предпринимательских целей, которые не осваиваются. На сегодня площадь земель одного Махамбетского района составляет 954,5 тысячи гектаров, из которых 26 процентов - земли сельскохозяйственного назначения. А в районе без малого 700 крестьянских хозяйств используют всего 250 с половиной тысяч гектаров таких земель...
- А цены в Атырау продолжают расти…
- Да, цены на товары, работы и услуги в области и без того были не низкими, а в период пандемии они значительно выросли. Обычный поход в супермаркет обходится в среднем в 25-30 тысяч тенге, и это без учета мясопродуктов.
В Атырау, например, в разгар пандемии летом столкнулись с тем, что даже огурцы и другие овощи-фрукты невозможно было купить. А если они где и были, то в разы дороже! Завозят-то в основном из Узбекистана и России. Вообще, считаю, что экономика сельского хозяйства - больной вопрос. Уверена, чтобы обеспечить пищевую безопасность, сельское хозяйство, агропромышленный комплекс в целом должны быть в стопроцентном ведении государства. Тогда будет все свое и доступное.
В период становления независимой республики нам необходимо было направить большие силы на добывающий сектор. Но сейчас, по прошествии 30 лет суверенитета, имея достаточный запас активов, стране следует обратить внимание на пищевую безопасность, на производство и переработку собственной безопасной сельскохозяйственной продукции. Сегодня невооруженным глазом видно, что большая часть сельскохозяйственной продукции завозится извне. Какая она? Что мы едим? Сколько проживем, потребляя ее?
И все же Казахстан, обладая такой огромной территорией, девятой по площади в мире, просто обязан поставить на первое место не нефтегазодобывающую отрасль, а сельское хозяйство. Нефть и газ, как я уже сказала, рано или поздно могут быть исчерпаны.
А вообще экономика имеет цикличный характер: есть фазы подъема, пика, спада и дна. Эти циклы называются волнами Кондратьева (Николай КОНДРАТЬЕВ - советский экономист, основоположник теории экономических циклов, известных как “циклы Кондратьева”. Н. Ш.). Думаю, до 2022-го мы будем в фазе дна, а затем перейдем в фазу подъема.
Но сегодня мы живем в период, так сказать, ускоренной амортизации. Поэтому считаю, что циклы Кондратьева сейчас длиною не в 50, а в 10-15 лет. Всему причина - глобализация и цифровизация. Смею заявить, что у каждой страны свои так называемые циклы Кондратьева, и у некоторых они разные. И вот чем короче эти волны/циклы, тем более гибкая экономика, тем легче она переносит кризисы.
Если экстраполировать опыт прошлого века на современность, получается, что пятый цикл, который мы переживаем, начался примерно в 1985 году и завершится в 2034-2035 годах. При этом кризис должен был начаться в 2020 году! Как вам такой расклад? На мой взгляд, правдоподобен.
Надежда ШУМИЛИНА, фото предоставлено Айман МУСАЕВОЙ и с сайта zen.yandex.ru, Атырау