3575

Это просто стэм!

Нужны ли школьникам знания о психотропных веществах, могущие натолкнуть на опасные эксперименты? Минобразования считает: нужны

Это просто стэм!

Помните кавээновский конкурс СТЭМ, что расшифровывается как “студенческий театр эстрадных миниатюр”? Так вот, на наших глазах в сфере казахстанского образования при участии государства разыгрывается уже не какой-то там комедийный скетч, а увлекательнейший спектакль. Название его совпадает со звучанием веселого конкурса, но пишется по-английски: STEM.

STEM - это интегрированный подход к обучению на основе науки, технологий, инжиниринга и математики (science, technology, engineering and mathematics). Его использование помогает ученикам практическими занятиями закреплять свои теоретические знания. То есть в целом штука хорошая. При этом надо сказать, что стандартов STEM в нашей стране не существует, однако сама по себе аббревиатура уже оказывает магическое воздействие на чиновников.

Во-первых, это модно. Тем более что совсем недавно на уровне правительства был анонсирован запуск масштабного проекта “Цифрлық білім” (“Цифровое образование”), призванного повысить цифровую грамотность казахстанцев. Его значение трудно переоценить, так как ситуация в этой сфере аховая. По словам главы Минобразования и науки Асхата АЙМАГАМБЕТОВА, в нашей стране у более чем половины учащихся в возрасте 14 лет цифровая грамотность почти на нуле.

Можно вспомнить и информацию годичной давности о провале участия в программе международного исследования PISA, проведенного Организацией экономического сотрудничества и развития: уровень грамотности казахстанских школьников позволил им занять всего лишь 69-е место из 79 возможных. Это был наихудший результат за все годы участия нашей страны в программе.

Возможно ли исправить ситуацию, используя новые образовательные технологии? Думается, вполне. Но как это будет сделано и не ждет ли новый проект участь печально известной программы eLearning, в которую были вбуханы десятки миллиардов тенге, а толку получилось с гулькин нос?

Кстати, напомню, о пресловутом eLearning наша газета писала очень много, и не один год (в частности, см. “Задачка на деление”, “Время” от 16.4.2020 г.). Однако чиновники очень долго отметали результаты наших расследований и на всех уровнях утверждали, мол, все хорошо, прекрасная маркиза. И только сейчас все, о чем мы говорили, вылилось в уголовное расследование, фигурантами которого стали высокопоставленные сотрудники МОН.

Так что же нас ждет от претворения в жизнь программы “Цифровая грамотность”? Быть может, успех и процветание, а может, и новый провал. Кто знает?! Впрочем, некоторые признаки, могущие привести к печальному результату, видны уже сейчас.

Для начала - о цифрах. В рамках новой госпрограммы образования до 2025 года предусмотрено полное обеспечение всех школ современными кабинетами STEM новой модификации - физики, химии, биологии, на которое будет выделено 100 млрд тенге. Глава правительства поручил акиматам регионов обеспечить дополнительный закуп современного компьютерного оборудования, кабинетов робототехники и STEM для школ в соответствии с требованиями “цифрового портфеля”.

Одним из лидеров этих закупок на сегодня стали Усть-Каменогорск и Нур-Султан. Интересно, что в конкурсных документах этих регионов требования в техспецификации абсолютно одинаковы. То есть налицо централизованный подход, что само по себе неплохо. Наряду с интерактивными панелями с трехъязычным программным обеспечением в “цифровом портфеле” городов и областей предусмотрено наличие поурочной программы обу­чения STEM. Оно включает в себя дополнительные образовательные курсы по робототехнике, программированию, моделированию, 3D-проектированию. Главное здесь слово - “дополнительные”.

И впрямь программу обучения STEM при всем желании отнести к учебно-методическому комплексу или учебно-методическому пособию нельзя, поскольку она таковыми не является. Что это означает? Да то, что STEM не подлежит экспертизе, апробации и проведению мониторинга уполномоченным органом.

Какова же начинка этих продуктов? И за что мы заплатим 100 миллиардов, покупая кабинеты новой модификации?

Возьмем кабинет химии, предмет которой, согласно технической спецификации, состоит в перечислении 27 позиций различных веществ. Есть там Н2О, есть и углекислота. Но самые интересные - амфетамин, тетрагидроканнабинол и LSD. То есть психоактивные наркотические вещества, вызывающие зависимость.

На столь запредельном фоне написание в этом перечне слова “аммиак” как “аммияк” выглядит милой опечаткой. И все же для чего нашим детям нужны уроки о наркоте - хоть натуральной, как марихуана, хоть синтетической? Ни одного разумного объяснения о необходимости таких глубоких познаний мне в голову не пришло. Интересно узнать, какие мысли на этот счет роятся в головах наших чиновников.

Переходим к урокам новой модификации на тему “Анатомия”. Тоже бодрый такой раздел. Его содержание приведу целиком, для того чтобы читатель смог оценить логичность и неординарность мысли составителей. Итак, из этих STEM-уроков дети узнают об альвеолах, поперечном сечении кости, шейных позвонках, ухе и глазе (вероятно, не как о парных органах), поперечном сечении глаза, женском тазе, женских половых органах, пищеварительной системе, сердце человека (а до этого чьи части тела имелись в виду?), человеческом черепе, матке, нижней конечности (тоже одной), мужском половом органе, мышце, нефроне, остеоците, яичниках, эритроцитах (вдруг!), коже, синапсе, зубах и деснах, верхней конечности (так и хочется спросить - чего?), мочевой системе. Хотя, помнится, когда я учился в школе, эта самая система называлась мочевыделительной… Но не суть.

Идем дальше. Из раздела “Мик­робиология” наши дети почерп­нут сведения о вирусах синего языка, хендры и герпеса. А также о хламидиях и ВИЧ. Спрашивается, где сифилис и гонококки? Где уреа­плазма и гарднереллез? Впрочем, упоминание в списке коронавируса сводит претензии на нет. ОК, современно. Тем более что в том же перечне предусмотрены и более широкие знания - о клетке, сперме и ДНК.

А какое же чудо стемовский предмет “Наука о земле”! Также цитирую без изъятий список тем: водяной горизонт, пещера, гейзер, ледник, фотосинтез, тектонические плиты, вулкан, водоворот. Характеризуя алогизм и сумбурность какого-нибудь студенческого ответа на экзамене, один мой знакомый - вузовский профессор - произносил загадочную фразу: “Логика и его сущность”. Уверен, она и здесь к месту.

Но вникнем в сферу физики и технологий. Надо думать, современных. И что же там видим? Вы не поверите, но на STEM-уроках нашим детям предложат помимо длиннющего списка вопросов такие темы, как… изучение двигателя “Днепр” и ракеты SaturnV! Для справки: вышеуказанным движком снабжали мотоциклы той же марки, которые выпускались 40 лет назад. Ну а на ракете “Сатурн” в 60-е годы прошлого века американцы долетели и высадились на Луну. Это действительно важные, востребованные и необходимые знания для получения современного образования? Вопрос…

А чего стоит одно лишь описание занятия по устройству ракеты на химическом топливе! Длительность лекции на эту тему предусматривается в течение “не менее пяти минут”, а модель самой ракеты предлагается создать из шипучей таблетки, тюбика (надо думать, зубной пасты) и воды. Ни дать ни взять - пособие для юных экстремалов, стимулирующее творческое воображение и навыки создания инженерных устройств…

В целом, не будучи противником допобразования, тем более технологичного и цифрового, автор этих строк не может не задаться вопросом: а зачем таковое нужно, если оно не подлежит никакой экспертизе, апробации, проверке и мониторингу уполномоченного органа? Не слишком ли хорошая лазейка для халтуры такая особенность, как отсутствие у образовательных ресурсов статуса учебного пособия?

И до каких пор наше государство будет покупать котов в мешке, лишь бы реализовать образовательные госпрограммы? Неужто опыт того же eLearning ничему и никого не научил?..

Надеемся, что нам ответят на изложенные в этой статье вопросы и прокомментируют факты.

Стас КИСЕЛЁВ, фото Владимира ЗАИКИНА, Костанай

Поделиться
Класснуть

Свежее