1013

Управляй с умом

Год назад по инициативе акима Алматы Бакытжана САГИНТАЕВА был создан новый государственный орган - управление цифровизации. Подводим итоги, что удалось сделать ведомству за это время.

Управляй с умом
Фото с сайта 24.kz

Цифровизация услуг прочно вошла в жизнь казахстанцев с появлением смартфонов и стала незаменимой во время режима ЧП и карантина. Прикрепиться к поликлинике, детскому саду или школе, найти работу, получить соцвыплату, выйти замуж и развестись, подать в суд - все это сегодня можно сделать онлайн. Интернет вещей проникает в каждую сферу жизнедеятельности казахстанцев, расширяя границы возможного. Но чтобы соответствовать требованиям современности, необходима информационная экосистема, в которой всевозможные умные устройства будут связаны между собой и со временем станут центральной нервной системой города.

Представляя стратегию “Алматы-2050” еще в сентябре прошлого года на заседании актива города по реализации послания президента, Бакытжан Сагинтаев назвал мегаполис умным городом, применяющим лучшие smart-практики. Тогда же аким и поручил создать отдельное управление по вопросам цифровизации, задачами которого стали внедрение новых проектов умного города и завершение автоматизации государственных услуг до конца 2020 года. Кроме того, требовалось создать условия для ежегодного опережающего роста ИТ-сектора в Алматы.

Статистика показывает: за год управлению цифровизации удалось перевести 90 процентов самых востребованных госуслуг акимата Алматы в электронный формат (149 из 161 вида). За один только квартал 2020 года в электронном формате через портал электронного правительства и информационные системы услугодателей оказано 3,5 млн государственных услуг из 3,7 млн имеющихся (а это 97 процентов).

Успешным в сфере общественной безопасности и инфраструктуры можно назвать проект “Сергек”. В настоящее время в рамках этого проекта функционируют 404 АПК из 1936 камер различного формата. До конца этого года в рамках проекта будет установлено еще 362 АПК. То есть планируется полное покрытие всех перекрестков, основных линейных участков, на которых происходит наибольшее количество дорожно-транспортных происшествий. Камерами снабдят и все экопосты.

Дворы и подъезды тоже не остались без внимания, ведь именно в этих местах происходит очень много преступлений. Там установили 4158 камер видеонаблюдения АО “Казахтелеком”.

Цифровизация необходима и в снижении рисков стихийных явлений. Поскольку построили десять станций прогнозирования на моренных озерах, дамбах, в селевых очагах и руслах рек Киши и Улкен Алматы, то появилась потребность в сохранении и обновлении данных. Для этих целей управление цифровизации разработало специальное программ­ное обеспечение и создало диспетчерские места в АГЭТУ ГУ “Казселезащита” и ДЧС. Результат - бесперебойный мониторинг 31 селеопасного объекта с использованием 159 датчиков. Еще шесть станций установлены в целях прогнозирования другого природного катаклизма - землетрясения.

Управление цифровизации подключилось и к решению острой проблемы алматинцев - долгого ожидания пассажирами общественного транспорта и невыхода автобусов на маршруты. Для этого ведомство оснастило всю 2151 единицу общественного транспорта GPS-датчиками с 2028 камерами. Такая мера повысила регулярность выхода на маршруты на 12 процентов. Цифровизация приносит мегаполису прибыль: 175 паркоматов в городе покрывают 11,4 тыс. парковочных мест, а это более 1,5 млрд тенге в бюджет города.

Востребованными стали онлайн-услуги в сфере образования. Для учета контингента учеников школ Алматы и для совершенствования услуги приема в учебные заведения Национальную образовательную базу данных интегрировали с информационной системой bilimalmaty.kz. Получается, все государственные услуги в сфере образования теперь полностью автоматизированы.

Об этом красноречиво говорит статистика: через bilimalmaty.kz в первый класс на 2019/2020 учебный год приняли 31 798 учеников, за это же время в кружки приняли 19 704 учащихся. За прошлый год онлайн перевели в другие школы 54 881 ребенка.

Цифровизация вошла в сферу медицины еще до пандемии коронавируса. В медучреждениях успели установить 70 станций цифровой помощи. Все больницы полностью оснащены медицинскими информационными системами и доступом в интернет. Кроме того, внедрены электронные паспорта здоровья, медицинские и лабораторные информационные системы. Стало возможным вести автоматический сбор данных о пациентах: истории диагнозов, клинических показателей, фактов вызова “скорой помощи”, сведения о случаях госпитализации, отзывы об удовлетворенности медицинскими услугами. Произошло то, чего так долго ожидали пациенты: все медицинские организации перешли на безбумажный формат работы ведения медицинской документации. Больше нет надобности разгадывать, как ребус, непонятный почерк врачей.

Кроме того, в рамках борьбы с пандемией COVID-19 был разработан ряд сервисов видеонаблюдения. Так, в целях оперативного реагирования на все противоправные действия на 23 блокпостах установили аппаратно-программные комплексы “Сергек”, мобильные приложения “Сергек-блокпост”, “Сергек-контроль” и “Сергек-патруль”, которые предназначены для учета и мониторинга всех проходящих людей и проезжающих авто. Все данные систем тут же поступают в региональный штаб, департамент полиции и Министерство внутренних дел.

О цифровизации в новом законе о ЖКХ есть даже отдельная глава. В Алматы она уже начала реализовываться: в пилотном режиме установлены зональные узлы учета воды с установкой расходомеров и организована онлайн-передача данных о расходах воды в диспетчерскую службу водоснабжения.

В многоэтажках южной столицы установили 1553 общедомовых прибора учета. Процент оснащенности счетчиками жилых домов в городе теперь составляет 94,2 процента.

Диана МАРАТОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть