1848

Обойдёмся без “ядерной фобии”

11 июня 2015 года совет управляющих МАГАТЭ утвердил соглашение об условиях размещения Международного банка низкообогащенного урана (БНОУ) в Казахстане. Эта информация вызвала широкий общественный резонанс в стране. В частности, в социальных сетях появились сообщения, в которых высказывались опасения в связи с созданием этого банка. Посол по особым поручениям Министерства иностранных дел РК Барлыбай САДЫКОВ (на снимке) дал газете “Время” дополнительные пояснения по поднимаемым обеспокоенными гражданами вопросам.

- Барлыбай Каримович, может быть, все эти опасения идут от незнания цели и пользы от создания Международного банка низкообогащенного урана?
- Как отмечено в документе МАГАТЭ, цель БНОУ заключается в “выполнении роли гарантирующего механизма, поддерживающего коммерческий рынок, но не нарушающего его функционирования в случае возникновения перебоев в поставках НОУ государству-члену и невозможности их восстановления коммерческими средствами при условии, что такое государство отвечает критериям получения права на выделение НОУ”.
Говоря иначе, банк НОУ задуман для того, чтобы стать одним из механизмов создания международной системы гарантирования поставок ядерного топлива.
Он призван обеспечить уверенность государств - членов МАГАТЭ, решивших развивать атомную энергетику, в том, что их атомные станции не останутся без топлива из-за каких-либо причин некоммерческого характера.
Риск возможных перебоев поставок ядерного топлива может побудить государства к созданию собственных мощностей по обогащению урана, а это создаст дополнительные риски распространения чувствительных технологий ядерного цикла. Как раз этого стремится избежать мировое сообщество, и именно на это нацелен уникальный проект по созданию банка НОУ под эгидой МАГАТЭ.
- Но почему МАГАТЭ выбрало именно Казахстан?
- На практике Казахстан полностью соответствует критериям МАГАТЭ к размещению банка. Этому способствуют следующие факторы.
Во-первых, стабильная социально-политическая ситуация в стране и сбалансированный внешнеполитический курс РК, обеспечивающие необходимый уровень доверия участников проекта.
Во-вторых, большой опыт плодотворного сотрудничества с МАГАТЭ и положительный имидж Казахстана в области укрепления режима нераспространения ядерного оружия, что обеспечивает политическую поддержку проекта со стороны мирового сообщества.
В-третьих, в нашей стране действует развитая система экспортного контроля, сформирована адекватная нормативно-правовая база для решения вопросов лицензирования, хранения, транспортировки и экспорта ядерных материалов.
В-четвертых, в Казахстане есть такое предприятие, как Ульбинский металлургический завод в Усть-Каменогорске, удовлетворяющее требования по долговременному хранению ядерных материалов и отвечающее всем условиям обеспечения их физической защиты.
В-пятых, Казахстан является участником Международного центра обогащения урана (МЦОУ) в Ангарске (Российская Федерация), что дает возможность использования мощностей этого центра для обеспечения запасов МБНОУ.
- В СМИ иногда применяется название “Банк ядерного топлива”, что часто создает путаницу. Многие думают, что речь идет о принятии отходов атомной энергетики на территории нашей страны...
- И в этом главная ошибка! Низкообогащенный уран не является ни ядерным топ­ливом, ни ядерными отходами. Никаких отходов ядерной деятельности ввозить в Казахстан не будут!
В стране давно приняты и неукоснительно выполняются требования законов, запрещающих ввоз радиоактивных отходов.
Использованный для изготовления ядерного топлива НОУ не предназначен для возврата в страну нахождения банка НОУ. Таким образом, создание МБНОУ никак не связано с ввозом или созданием радиоактивных отходов или отработавшего ядерного топлива.
- А есть ли гарантии, что материалы МБНОУ кто-нибудь не похитит?
- Что касается непосредственно угрозы кражи НОУ, то здесь следует учитывать то обстоятельство, что гексафторид урана - специфический материал, открытая продажа которого невозможна. Кроме того, существует жесткий международный контроль за передачей такого материала.
С этой точки зрения присутствие структуры МАГАТЭ в Казахстане будет означать дополнительное укрепление гарантий дисциплины в урановой сфере. Кстати, уже сейчас положение дел в этой сфере в Казахстане оценивается агентством весьма высоко.
- А если этими материалами заинтересуются террористы?
- Спецслужбы Казахстана и правоохранительные органы в целом ведут эффективную борьбу как с возможными проявлениями ядерного терроризма, так и с его предпосылками - контрабандой ядерных материалов.
Здесь важно отметить, что низкообогащенный уран не является привлекательным материалом для террористов. Из него из-за низкого уровня излучения невозможно создать даже так называемую грязную бомбу. Поэтому хранение небольшого количества низкообогащенного урана (а именно об этом идет речь) не изменит восприимчивости к терроризму предприятия, занимающегося производством или хранением ядерных материалов.
В то же время система физической защиты предприятия является достаточно сильной и неоднократно получала высокие оценки со стороны как МАГАТЭ, так и независимых экспертов. Многоуровневая система физической защиты в принципе исключает доступ злоумышленников к ядерным материалам даже в случае прямой террористической атаки.
- Нет ли угрозы стихийных бедствий или техногенных аварий, которые могут повлиять на безопасность МБНОУ?
- Следует начать с того, что все сооружения в Усть-Каменогорске, в том числе промышленные предприятия, строились с учетом уровня сейсмичности региона.
Что касается безопасности при транспортировке и хранении НОУ, то она обеспечивается применением специальных контейнеров, имеющих высокую степень прочности. Контейнеры исключают какую-либо утечку радиоактивных материалов и полностью блокируют излучение низкообогащенного урана. Контейнеры сертифицированы МАГАТЭ и сконструированы таким образом, чтобы противостоять даже масштабным природным катаклизмам и техногенным катастрофам. Они обладают всеми необходимыми прочностными характеристиками и рассчитаны на 80-100 лет работы.
Дополнительный риск техногенной аварии в связи с созданием банка НОУ на предприятии не создается, так как УМЗ имеет более чем 50-летний опыт обращения с аналогичным материалом в процессе изготовления топливных таблеток для атомных ректоров. В качестве сырья на нем все эти годы использовался низкообогащенный уран в виде гексафторида урана, точно такой же, какой будет храниться в международном банке. За полвека на УМЗ не было ни одного инцидента, связанного с этим материалом.
Вместительность складского помещения УМЗ достигает 1000 тонн гексафторида, а в международном банке планируется хранить лишь 90 тонн. То есть для хранения низкообогащенного урана, принадлежащего МАГАТЭ, будет выделена лишь небольшая площадь на существующем складе.
При выборе площадки для размещения банка НОУ важную роль сыграл и тот факт, что на УМЗ действует прошедшая проверку временем высокоэффективная система охраны окружающей среды, которая обеспечивает безопасную работу с ядерными материалами.
- Как, на ваш взгляд, можно снизить эффект “ядерной фобии” в обществе?
- Для снижения “ядерной фобии” в обществе необходимо повышать степень образованности населения в вопросах атомной энергетики. Важно отбросить домыслы и избежать необоснованных спекуляций на тему радиоактивной опасности. В случае необходимости мы готовы вновь организовать поездку представителей СМИ на УМЗ, чтобы они мог­ли воочию убедиться в безопасности проекта.
Следует отметить, что мирный атом при правильном обращении не несет никакой опасности, широко применяется в мире, включая Казахстан, который вышел на лидерские позиции в мировом урановом производстве. А качественный уровень обращения с ядерными материалами неоднократно получал высокую оценку МАГАТЭ. Одним из свидетельств этого является решение о размещении банка НОУ в Казах­стане.

Рустем МЕЙРАМОВ, Астана

Поделиться
Класснуть

Свежее

Глава государства провел 36-е пленарное заседание Совета иностранных инвесторов Политика
Глава государства провел 36-е пленарное заседание Совета иностранных инвесторов

Приветствуя участников мероприятия, Президент Касым-Жомарт Токаев отметил, что Совет стал важнейшей диалоговой площадкой для обсуждения вопросов улучшения инвестиционного климата.

758