Если бы депутатом был я... ввел бы сухой закон для правительства
Третье февраля впору объявлять всенародным праздником: правительство существенно повысило минимальные цены на алкогольную продукцию, причем сразу на три года вперед: в 2014 году - 1120 тенге за литр, с 2015-го - 1300 за литр, с 2016 года - 1600 тенге.
До того повышение стоимости спиртоносного питьевого продукта было в июне 2012 года на 40 тенге - до 640 за литр. Прыжки, как видим, резкие, но это вряд ли забота о здоровье нации и оздоровлении семейных бюджетов. Тут, скорее, забота о бюджете государственном, пополняемом акцизами на этот самый дорожающий алкоголь. Во всяком случае, акцизы, плюсом к минимальной стоимости, правительство повышает еще регулярнее и резвее.
С начала 2011 года акцизные ставки на алкогольную продукцию выросли сразу на 60%, и было объявлено, что налог будет повышаться на 25 процентов с каждым годом. А прошлой осенью правительство объявляло, что намерено повысить акцизы на алкоголь втрое.
Причина, в общем-то, благородна: в России и минимальная стоимость водки (пол-литра - 199 рублей, а в августе станет 220), и акцизы все равно выше, поэтому россияне сейчас активно закупаются в Казахстане. Потому-то премьер Ахметов заявил в октябре, что к 2020 году Астана подгонит свои акцизы к уровню партнеров по ТС.
Хотя, с другой стороны, нам что - жалко? Ну, прут жители приграничных городов водку из Казахстана - разве наши прилавки оскудели? И разве наши производители не способны спои… извините, напоить не только местных жаждущих?
И потом, чай, не голимое сырье экспортируем. Разнообразная казахстанская водка - товар, может быть, и не слишком инновационный, но индустриальный точно. К тому же Россия нам никаких нот протеста насчет слишком дешевой водки не выставляет - зачем же суетиться впереди паровоза?
Выходит, все сводится к стремлению наполнить собственный бюджет: времена наступают все суровее, расходы растут, доходы падают. Опять-таки старая партийная традиция: если большевики за счет водочных сборов и индустриализацию провели, и целину распахали, и даже в космос вырвались, то почему бы с народа и сейчас не подсобрать таким образом?
И то сказать, в 2010 году, когда и минимальная стоимость водочного литра, и акцизы были по сравнению с нынешними копеечные, в бюджет было собрано с алкоголя 12 млрд. тенге. А позже правительство легко преодолело 20-миллиардный рубеж.
Правда, если откровенно, то от повышения минимальной стоимости литра выигрывает не столько бюджет, сколько водочные короли. Но ведь и они правительству не чужие. Где-то даже и роднее, чем так называемый обычный люд.
Короче, объяснений, почему правительство крепко взялось за крепкие напитки, сколько угодно. И вряд ли его можно сбить со следа, указывая на другие возможности.
Так что же делать?
Известно, что лиц, подсевших на алкогольную зависимость, убеждать-уговаривать бесполезно. Тут могут помочь только жесткие меры. Например, ввести персонально для правительства абсолютно сухой закон. В смысле - пить, если тянет, пусть пьют, но вот чтобы мыслей об алкоголе, акцизных или каких еще даже не возникало.
Пётр СВОИК, Алматы