Может, скинемся?
Власти готовятся ввести в школьную программу предмет, который будет направлен на противодействие коррупции (см. “Детский лепет о коррупции”, “Время” от 11.2.2015 г.). Как известно, Казахстан сейчас занимает 126-е место в мировом индексе восприятия коррупции Transparency International, и это невеселое положение, вполне возможно, обусловлено тем, что антикоррупционные занятия до сих пор не идут во всех школах страны.
Базовые ценности закладываются в детстве. Как знать, оказался бы на скамье подсудимых бывший глава АРЕМ Мурат ОСПАНОВ, если бы в начальных классах ему сказали, что взятки брать нехорошо, так как это приводит к дружбе с плохими ребятами и части 5 статьи 311 УК. И экс-глава Погранслужбы КНБ Нурлан ДЖУЛАМАНОВ, возможно, не оправдывался бы перед обвинением, если бы в свое время написал на отлично сочинение на тему “Скажи мздоимству: “нет!”.
Многому нас учили в наших школах, светлых и чистых, а вот главного не дали. Пока математики учили вычислять дискриминант, химики - определять моли, а филологи - писать “жи, ши” через “и”, мимо проходила вся соль жизни. Гаишник, останавливающий вашу машину, не ищет площадь равнобедренного треугольника и не рассуждает о “Преступлении и наказании” - он просит взятку. Почему? Потому что его не учили ее не брать. Он пропустил занятия. Но не по своей вине!
Не совсем, правда, понятно, на чьи плечи возложат миссию донесения до ребятни концепции антикоррупционного существования и какой материал будет положен в основу курса.
Казахстанская система образования - наследница старой, советской. Все методические выкладки заимствуются из базовых программ, разработанных соответствующими институтами и специалистами. А новый предмет “Антикоррупция” придется разрабатывать заново. По словам представителей уполномоченных органов, начальную информацию о недопустимости коррупции необходимо давать еще в детских садах. Поскольку детям в таком возрасте все преподается в игровой форме, то занятия, видимо, будут проходить в виде театрализованных представлений о главном коррупционере, поедающем непослушных ребят. Или в форме задач: “У Максата было пять солдатиков, трех солдатиков он отдал Кайрату за то, чтобы тот его не бил. Теперь у Кайрата девять солдатиков, но он стоит в углу и плачет. Скажите почему?”.
В школе будет сложнее. Там наверняка придется решать антикоррупционные задачи. Или писать изложения по материалам уголовного дела в отношении районного акима. Благо с данными нет проблем - в нашей стране каждый день кого-нибудь сажают за взятку.
Тем не менее остаются вопросы, и в первую очередь - к качеству преподавания. Многие школьники, сдающие на пять все экзамены по казахскому языку, разговаривать на нем не умеют. Отличники физкультуры не могут ни разу подтянуться, а химики-хорошисты не способны спрогнозировать реакцию взаимодействия веществ. Таким образом, сама святая идея антивзяточнического образования может быть дискредитирована еще на старте.
Да и как школьникам будут выставлять оценки по предмету? “Молодец, садись, “пять” (с конфискацией имущества?)”.
Ну и самое главное. Если побывать в наших школах, особенно на периферии, сразу хочется ввести в школьную программу еще ряд обязательных предметов.
Например, по противодействию бедности и детской смертности, уроки “Обеспечение аулов питьевой водой”, теоретические занятия “Профилактика безработицы” и факультативы “Возрождение спортивных секций”.
Можно даже скинуться на “благодарность” тому, кто продавит тему в Министерстве образования.
Тулеген БАЙТУКЕНОВ, Алматы