421

Следите за руками!

Следствие по делу талгарской трагедии выходит на новую - теперь уже видео - орбиту

Следите за руками!

Журналистам 15 октября показали полное - по крайней мере, так утверждают правоохранители - видео драки с поножовщиной в магазине “Камажай”, где 4 октября был убит 16-летний Шерзат ПОЛАТ. А накануне брифинга, 14 октября, запись с камер видеонаблюдения мини-маркета была слита в соцсети неизвестным пользователем. Довольно прохладно восприняв утечку важнейшей для следствия записи, прессе постарались объяснить: не все в этом деле так однозначно.

Представляя журналистам на брифинге в Региональной службе коммуникаций запись с камер видеонаблюдения той ночи, 4 октября, заместитель начальника следственного департамента МВД Самат АИСОВ подчеркивает: сейчас перед глазами журналистов чис­тая запись, без монтажа, и все произошедшее можно отследить буквально по секундам. Кто и зачем выпустил ее в народ, будут разбираться - журналистов заверили: департамент собственной безопасности уже ведет проверку и возбуждено уголовное дело. Правда, пока без подозреваемого.

Спикер уточняет: видеокамер в магазине, который арендовала семья потерпевших, три. Две расположены внутри торговой точки, одна - у входа в магазин. Вооружившись указкой, Аисов комментирует на экране происходившее в ту роковую ночь.

Поначалу обе стороны будущего конфликта общаются вполне себе дружелюбно. Вот продавец (это отец Шерзата Каржаубай НУРЫМОВ, в крас­ной бейсболке) подсчитывает стоимость двух банок пива и четырех пачек сигарет. Покупатель в темно-синей куртке (сейчас он проходит по делу как один из подозреваемых) рассчитывается с помощью мобильного перевода. Сначала оплату продавец вроде как не видит, но потом подтверж­дает: деньги пришли. Чуть позже покупатель добирает еще пива и рассчитывается уже наличкой, получает сдачу. Спустя еще какое-то время он возвращается в магазин с просьбой (во всяком случае так представляется по видео) подзарядить телефон. В помещении в это время находится Каржаубай Нурымов, его сына Шерзата (к слову, он в розовом худи) не видно. Самат Аисов поясняет: в это время парень находился на улице.

- Подозреваемый возвращается за телефоном, покидает здание. Как видите, никакого напряжения между ними, - дает пояснения замначальника следственного департамента. - И дело тут вовсе не в неоплаченной банке пива…

Тем временем на кадрах, снятых на улице, видно, что покупатель прикрывает лицо рукой, ему помогает умыться отец Шерзата. Похоже, что Каржаубай кричит на сына и как будто успокаивает. Представитель следствия, комментируя видео, делает предположение, что между парнями произошел конфликт.

Видно, что ссора имеет продолжение - к магазину подтягиваются приятели ночного покупателя.

В это время внутри торговой точки тоже происходит разговор, уже с другим ныне подозреваемым: отец Шерзата и приехавший мужчина просмат­ривают мобильный. А потом, очевидно, услышав шум за дверью, выскакивают на улицу. При этом Каржаубай держит в руках какой-то предмет. Что это было, правоохранители пока назвать категорически отказываются. Установить это должна экспертиза записи с камер видеонаблюдения. Однако в комментариях к видео, которое продемонстрировали журналистам, правоохранители уже указали: “Отец Шерзата выскакивает на улицу с ножом”.

Самат Аисов сообщил: на месте происшествия было найдено три ножа и гладкоствольное ружье. Они приобщены к уголовному делу и проходят экс­пертизы. О принадлежности огнестрельного и холодного оружия представители следствия пока не говорят.

Камеры у входа в магазин записали потасовку, в которой участвуют Шерзат, его отец и дядя юноши, а также парни и девушки, прибывшие на разборку. Видно, как Шерзат пытается оттеснить отца, как девушки пытаются разнять наступающих друг на друга мужчин. Они, комментирует представитель следствия, также находятся в орбите уголовного дела. В каком статусе - не уточняется.

Аисов подчеркивает: изъяв данные о совершенной транзакции о покупке, следствие располагает данными, что оплата за товар была произведена.

Дальше на видео покупатель размахивается и наносит удар (кому - на записи не видно), и потасовка плавно уходит за пределы обзора камер. К слову, водитель, который привез на место “группу поддержки”, все это время находится в автомобиле.

По времени на все про все около 20 минут. И ни одного звонка в полицию, даже от тех, кто кулаками не машет, а просто наблюдает за разборками.

Участникам конфликта инкриминируют разные статьи Уголовного кодекса: самая тяжкая - “убийство”, но есть те, кто пойдет по “хулиганке” и даже за недонесение. Кто знает, но если бы водитель “группы поддержки” или те же спутницы ныне подозреваемых оперативно вызвали на место полицию, убийства 16-летнего парня, наверное, можно было избежать. А полицию на место преступления вызвали вовсе не участники перепалки с поножовщиной, а оператор скорой помощи, принявшая вызов.

- Так что же стало причиной конфликта?! - не выдерживают журналисты, забыв про регламент в опросе спикеров. - Если и оплата прошла, и в магазине никаких потасовок не было. Из-за чего погиб Шерзат?

Ответа на этот вопрос не последовало. Надо полагать, его у следствия нет или он намеренно не разглашается. Но у журналистов есть и другие вопросы. В частности, стоит ли общественности рассчитывать на объективное расследование случившегося, если сегодня надзирает за следствием первый заместитель министра внутренних дел Бауыржан АЛЕНОВ, на момент кровавой разборки возглавлявший полицию Алматинской области? Притом что молодые люди, ныне подозреваемые, в тот момент - вот дела! - находились на пробации и преспокойно разгуливали в ночное время, а в магазинах продавали алкоголь в ночное время.

Но Аленов постарался уверить: следствие будет объективным и коснется и того, что субъекты пробационного конт­роля нарушают режим, и того, что алкоголь по ночам в Талгаре в обход закона купить не проб­лема. А уж в том, что гибель Шерзата будут расследовать дотошно, сомнений никаких быть не может.

- Уголовное дело было сразу же возбуждено, на месте были задержаны и взяты под стражу семеро подозреваемых. А 13 октября мы задержали еще троих: это водитель Volkswagen Golf  и двое приехавших на место уже позже. На видео вы можете увидеть, сколько человек участвовало в конфликте. Все доводы, в том числе и потерпевшей стороны (в вопросе, что задержаны не все участники конфликта. - Ю. З.), будут учтены.

Однако Каржаубай Нурымов, посмотрев видео, заявил: это склейка. В правосудие мужчина теперь не верит и собирается уехать из страны.

- Я ожидал справедливого решения. И я не проливал кровь. Моего сына убили на глазах матери. Они первыми пришли с ножом. Как я должен был защищать свою семью? Мне что нужно было - выйти с ручкой? Или лежать и получать побои? Меня лишили сына и дома (он, как известно, сгорел в результате поджога ночью 12 октяб­ря. - Ю. З.), теперь делают вот так. Остается только вывезти семью в безопасное место, - записал свое видеообращение отец Шерзата.

Но, отвечая на вопросы журналистов, прокурор Алматинской области Берик АДАМОВ несколько раз повторил: родители Шерзата следствию о давлении на семью и угрозах не сообщали. Но просили о защите.

- И патруль действительно был направлен. Но только охраняют не здание, а людей. Родители погибшего Шерзата находились с момента его гибели в доме дедушки. Предположить, что будет подожжен дом, мы не могли. Но на месте пожара были найдены важные улики: канистра и пара резиновых перчаток. Первое предположение специалистов - пожар начался снаружи дома, был использован сторонний источник огня. Опрошено более 600 человек. Назначен ряд экспертиз, - сообщил Адамов.

- Родители настаивают на открытом судебном процессе, и прокуратура будет ходатайствовать об этом. Нарушений на стадии следствия не допущено, - подчеркнул прокурор.

-Кто же, по вашему мнению, причастен к пожару в доме потерпевшей семьи? Рассматривает ли следствие версию, что поджог совершили члены местной ОПГ или даже сами потерпевшие?

- Мы проверяем все доводы - конкретного лица, которое проходит по поджогу подозреваемым, нет. Но ОПГ, о которой все говорят… Давайте я вам словес­ный портрет подозреваемых представлю: двое работают на ипподроме конюхами, разнорабочий, сторож, двое в салоне красоты. Да нет у нас на учете такой ОПГ “Хуторские”! - начал закипать Аленов.

Ему на помощь пришел Адамов, предположивший, что “хуторскими” самых предприимчивых талгарских ребят называют лишь по месту их проживания. А уж народ, мол, горазд навыдумывать баек...

- Есть ли у нас в стране реестр преступных группировок? - наседали журналисты.

- У нас есть закон и порядок. А реестра ОПГ, учета лиц, которые занимаются ОПГ, у нас нет, - отрезал Бауыржан Аленов. - Контакты и связи фигурантов данного уголовного дела, по которому они проходят подозреваемыми, изучены. Связей дружеских или каких-то иных с Ержаном КАСЫМБАЕВЫМ (отбывает срок за заказное убийство таможенника Медета ЖАМАШЕВА, тогда упоминалась именно ОПГ “Хуторские”. - Ю. З.) у них нет. Его брат Хасан КАСЫМБАЕВ в рамках этого уголовного дела вообще никакого статуса не имеет.

-А что же можно сказать о третьем брате Касымбаевых Аслане, который сейчас работает руководителем аппарата акима Талгарского района? - не унимались журналисты.

- Он, наверное, проходил какие-то спецпроверки, поступая на госслужбу. И если бы были препятствия, он бы должность не получил, - предположил Аленов.

- По трудовому законодательству наличие родственника, отбывающего срок за уголовное преступление, не мешает человеку занимать определенные должности. Так вопрос ставить некорректно, - заметил прокурор Адамов.

Однако уже после брифинга стало известно, что Аслана Касымбаева сняли с должности. Чуть раньше кресла акима Талгара лишился Бахыт КУРИШБЕКОВ и был отправлен в отставку его заместитель Сагындык МАТАН - за ненадлежащее исполнение своих обязанностей.

Юлия ЗЕНГ, фото Веры ОСТАНКОВОЙ, Конаев

Ссылки по теме:
“Цена жизни - бутылка пива” (“Время” от 9.10.2024 г.)
“Все будут наказаны по “заслугам” (“Время” от 12.10.2024 г.)
“Вызов всему обществу” (“Время” от 15.10.2024 г.)

Поделиться
Класснуть