1323

Оптимизм чиновников обгоняет рост экономики

Один недостаток: на зарплатах работников это пока никак не сказывается...

Оптимизм чиновников обгоняет рост экономики

Вице-премьер - министр национальной экономики Нурлан БАЙБАЗАРОВ на заседании правительства заверил, что третий месяц подряд экономика Казахстана растет ускоренными темпами. Другие чиновники не отставали в позитиве, добавляя все новые радужные крас­ки и прогнозы.

-Благодаря принимаемым мерам третий месяц подряд наблюдается ускорение роста экономики! Рост в реальном секторе составил 5 процентов, производство в сфере услуг выросло на 3,8. При этом рост экономики в текущем году полностью обеспечивается развитием несырьевого сектора!

Среди отраслей наибольший рост демонстрируют сельское хозяйство и строительство. Услуги транспорта выросли на 8 процентов, связи - на 6,4, торговля - на 6,3, обрабатывающая промышленность - на 4,8 процента, - выступил в кабмине Байбазаров.

По его данным, по всем семи основным экономическим показателям рост отмечается в восьми регионах: Алматинской, Карагандинской, Кызылординской, Павлодарской, Туркестанской, Восточно-Казахстанской областях, а также в Астане и Шымкенте.

На пресс-конференции после правительственного заседания Байбазаров не сбавил тон и продолжил свою оптимистичную речь. Во-первых, он подчеркнул, что прогнозы по инфляции не изменились.

- Конечно, есть инструменты, и мы можем влиять на ситуацию, не допускать, чтобы кто-то воспользовался кратковременным скачком доллара. Думаю, за такой кратковременный период сложно быстро завезти в страну товар и продать его по другой цене. Тем более уже курс доллара падает. Мы свой прогноз среднегодовой по курсу доллара, который составляет 460 тенге, не меняем! - сказал министр.

Во-вторых, он заверил, что социальные стандарты уровня жизни в Казахстане “не падают”.

- Мы продолжаем ежегодно увеличивать минимальную пенсию, минимальную заработную плату и так далее. Как вы сами видите, 60 процентов бюджета идет на социальную сферу, - отметил глава Миннацэкономики, добавив, что государству нужно создавать условия, “чтобы люди могли выходить из системы социальной помощи”.

Министр финансов Мади ТАКИЕВ дополнил эту позитивную картину заявлением о сокращении бюджетных трат на имиджевые мероприятия и командировочные гос­органов на 360 млрд тенге.

- В последующем году мы не будем раздувать бюджет в этом направлении. При планировании бюджета 2025 года к нам пришли заявки от госорганов на 31 трлн тенге. Мы все лето проводили работу с государственными органами, и бюджет следующего года определен в сумме 25 трлн 750 млрд тенге. То есть разница между 31 трлн и 25 трлн 750 млрд тенге - это сэкономленные средства следующего года. Это порядка 6,5 трлн тенге, - отметил глава Минфина, многозначительно добавив:

- Что касается моратория на повышение зарплаты, он касался депутатов парламента и политических служащих. Их оклады зафиксированы на том уровне, на котором был объявлен мораторий (президентом страны. - Т. Г.). Последние два года их оклады не повышались. И мораторий будет продолжаться еще в течение трех лет.

На вопрос журналистов, почему при росте экономики зарплаты казахстанцев остаются на прежнем уровне, Байбазаров ответил, что повышение зарплат зависит от роста производительности и доходов предприятий.

- Предоставляя меры господдержки, мы всегда требуем от предприятий, получающих ее, повышения заработной платы своим работникам. А если подойти к бюджетной сфере, то в последние годы ведется работа по повышению зарплат госслужащих. И эта работа, насколько позволяет бюджет, будет продолжаться. По нашим планам до конца 2025 года еще 600 тысячам госслужащих планируем повысить оклады, - сказал главный экономист страны, но детали, как именно это будет сделано, остались за кадром.

Но вернемся к заседанию правительства. Глава Нацбанка Тимур СУЛЕЙМЕНОВ тоже добавил свою порцию приятных уху новостей. Валовые меж­дународные резервы страны на конец сентября составили рекордные 107,2 млрд долларов. Золотовалютные резервы Нацбанка увеличились с начала года на 23,6 процента - до рекордного значения в 44,5 млрд долларов. Активы Национального фонда увеличились с начала года на 4,5 процента, составив 62,7 млрд долларов.

Но есть и капля дегтя - проб­лема с балансом доходов и расходов госбюджета.

- Баланс поступлений и изъятий средств Нацфонда (для поддержки бюджета. - Т. Г.) складывается отрицательным. То есть изъятия превышают поступления. В этих условиях единственным фактором, который поддерживает рост средств Нацфонда, является инвестиционный доход, составивший 10,27 процента, или 6,16 млрд долларов, за девять месяцев, - сказал Сулейменов, который пару дней назад на брифинге заметил, что “чем больше мы возьмем из Нацфонда, тем меньше будет процент инвестдохода, который потом детям из Нацфонда будет перераспределен”.

Чуть позже журналисты спросят у министров финансов и нацэкономики, когда же правительство перестанет брать деньги из Нацфонда. Вице-премьер Байбазаров признает, что пока правительство вынуждено прибегать к его средствам. И вопрос о прекращении заимствований из Нацфонда так и остался без конкретного ответа.

- Нацфонд выполняет свою естественную стабилизационную функцию. И этой возможностью необходимо пользоваться. И это выгодно для экономики. Нам надо закрывать региональные вопросы, финансировать все те обязательства, которые перед нами стоят. Потому что любые госрасходы очень хорошо влияют на экономический рост. Чем больше мы будем это финансировать, направлять деньги на инфраструктуру, - отдача для экономики будет от этих вложений. Но задачу собрать в Нацфонде 100 млрд тенге к 2029 году никто не снимал ни с Нацбанка, ни с правительства, - заявил Байбазаров.

А глава Минфина пообещал сокращать изъятия из Нацфонда с 2026 года. По словам Такиева, доходы госбюджета пока растут медленнее, чем расходы. В частности, за последние три года расходы выросли до 9 трлн тенге, в том числе из-за ежегодной индексации пенсий и стипендий.

- В следующем году у нас прибудет еще 200 тысяч новых пенсионеров. Плюс мы сделали индексацию пенсий на уровне инфляции 8,5 процента. Таким образом, дополнительно 1,3 трлн тенге появляется в расходах. А за эти же три года у нас доходы выросли всего до 5 трлн тенге. То есть этот разрыв сохраняется, и чтобы его уменьшать, мы используем средства Национального фонда, - пояс­нил главный финансист.

По его словам, для выравнивания ситуации между доходами и расходами потребуется не меньше 2-3 лет.

- С 2026 года мы идем на сокращение целевых трансфертов из Нацфонда. У нас бюджет социально ориентированный, это все наши пенсии, социальные выплаты и так далее. У нас бюджет развития сегодня составляет всего 10 процентов, это 2 трлн тенге. Поэтому задача правительства - увеличить бюджет развития, чтобы бюджет стал самодостаточным, - добавил министр финансов Такиев.

Тогжан ГАНИ, фото Владимира ЗАИКИНА, Астана

Поделиться
Класснуть