526

Нищие с мигалкой

Работники одной из алматинских подстанций скорой помощи сами попросили взять у них интервью. Рядовых фельдшеров и диспетчеров возмутили рассуждения чиновников о том, как положительно на их работе скажутся вводимые Минздравом перемены. Представители пехоты отечественной медицины выражений не выбирали: по их словам, работать им уже давно приходится на износ, а руководство все закручивает гайки!

Нищие с мигалкой

Поясним: поводом для возмущения медработников стал опубликованный на портале “Открытые НПА” проект приказа министра здравоохранения “Об утверждении правил оказания скорой медицинской помощи, в том числе с привлечением медицинской авиации”. А именно то, что пертурбации вновь кос­нутся работы с четвертой категорией пациентов. Это те, у кого происходит обострение хронических заболеваний или острое состояние, но без непосредственной или потенциальной угрозы для жизни и здоровья. С 2020 года их вызовы в диспетчерской ИОДО (информационно-диспетчерский отдел скорой помощи) передавали мобильным бригадам (ПМСП). По нормам оказания помощи время, в которое неотложка должна была прибыть к больному, составляло от 60 до 120 минут.

В проекте приказа предлагается изменить график работы поликлинических бригад: ограничить по времени в будние дни с 8.00 до 20.00, в субботу - с 8.00 до 14.00. При этом в остальные часы на вызовы этой категории должны будут приезжать медики скорой помощи. Объясняли необходимость такого решения представители Минздрава и некоторые медэксперты по-разному, но в целом нелогично. Говорили и про экономию (какая уж тут экономия - работа боевой неотложки или реа­нимобиля обходится гораздо дороже поликлинической бригады), и про качество обслуживания (а разве не поликлиника должна лучше знать и вести своих хронических больных?), и про необходимость разгрузить поликлиники (за счет возросшей нагрузки на скорую помощь, надо понимать).

Я вам верю: вы умираете

Диспетчер подстанции №2 службы скорой медицинской помощи Эльвира БАДАЛБАЕВА, 40 лет работающая в системе неотложки, всеми этими нововведениями крайне возмущена. Ее работу и так легкой не назовешь: именно на диспетчеров профильным ведомством возложена архиважная задача дистанционно определить, что происходит с человеком, и, простите, отсортировать его по категориям.

- Был у нас один вызов: 39-летнему мужчине стало плохо на работе. В машине у него триж­ды была остановка сердца, и нам приходилось его “заводить”. А ведь вызывали нас на обморок, случившийся на производстве, - вспоминает Гульнара АБИЛЬБЕКОВА, врач бригады интенсивной терапии, уже пенсионерка, приводя пример, как сложно предсказать, каким будет состояние пациента.

В расчет не берут эмоциональность на том конце провода - оценить реальное состояние помогут подготовка и постоянное повышение квалификации.

- Однако таких тренингов и семинаров я за время своей работы не припомню, - разводит руками диспетчер Бадалбаева. - Не могу вспомнить, чтобы хотя бы одного руководителя наказали за то, что нет таких тренингов, что диспетчеров не обучают с точки зрения психологии, не повышают медквалификацию, даже не готовят по протяженности улиц, по их новым названиям и районам и времени на проезд до больного. А в советское время, которое я, к счастью, застала, любой фельдшер владел этой информацией.

Один в поле воин

- Вместо этого сокращается штат диспетчеров, только в прошлом году убрали более 55 диспетчеров территориальных подстанций. А это квалифицированные специалисты, имеющие огромный стаж и опыт. И работу, которую должны выполнять несколько человек, сейчас - загляните на любую подстанцию - ведет один, - снова закипает Эльвира Бадалбаева. - Зато насколько раздуты штаты администрации, душащие нас бездумными решениями!

Весной прошлого года врачи неотложки поднимали эту проблему. Открыто говорили, что на диспетчерское звено теперь идет огромная нагрузка - суточную смену приходится отрабатывать в одиночку. Ни поесть, ни, простите, по нужде отлучиться. Но руководство алматинской службы скорой помощи проблемы в этом не увидело - ответили на запросы СМИ, что сотрудники сами выбирают такой график, а могли бы работать и дробно, например по 12 часов.

Эльвира Бадалбаева даже производственную травму получила прямо во время дежурства. На подстанции были перебои с электроэнергией, а работать диспетчеру приходится на четырех мониторах сразу. После отключения света компьютеры нужно было подключить снова, споткнувшись о стул, упала. В суматохе и не поняла, что сломала ребро, да еще со смещением, за помощью обратилась из дома. Руководство обвинило ее в подтасовке фактов: разве ж это производственная травма? Ругали Бадалбаеву и за откровенность с прессой.

- Думаете, я поэтому вышла на вас с просьбой о разговоре? Нет! Мне уже почти 60, я в ковид потеряла родителей. Скоро мне самой придется прибегать к услугам коллег со скорой, и хотелось бы, чтобы в этой сфере навели наконец порядок! - распаляется женщина. - В сутки мне одной приходится принимать до 350 вызовов, бригада обслуживает до 23 вызовов. И это еще нет пика сезонных инфекций. Когда сезон откроют - скорая захлебнется. Все это мы проходили до введения категорийности - кроме своих, срочных, 1, 2 и 3-й категорий, мы принимали и хроников. В сутки доходило до 600 вызовов! Задержки были до нескольких часов. И грозит это не только жалобами: ты на вызове в лоб можешь получить от нервных родственников. С чиновников за это не спрашивают - виноват тот, кто приехал.

Менеджер по районированию

Медики со скорой жалуются и на проблемы с районированием их работы - город растет как на дрожжах. Взять, к примеру, Наурызбайский район Алматы. Да это же мегаполис в мегаполисе! Однако там работает всего одна подстанция скорой. Но и там, где их открывают, не все так однозначно.

- Хитрый ход - увеличивать число новых подстанций за счет уже существующих, - негодует Эльвира Бадалбаева. - Очковтирательство. Я с 2000 года работаю на подстанции №2. У нас было 32 машины. Открывают 8-ю подстанцию и забирают наших сотрудников, диспетчеров, машины туда. Потом история повторяется с 11-й подстанцией, тоже относительно недавно открытой. В итоге людей и техники не хватает. Район-то у нас не уменьшился, “спальник” - самое сложное место для неотложки, тут вызовы идут круглосуточно.

- Старый добрый принцип “ближе к народу” работает не так! Сколько шапок можно кроить из одного несчастного барашка - неотложки?! - восклицает диспетчер. - Нашу службу нужно усиливать. Мы и так единственная сейчас медструктура, которая оказывает медпомощь населению в рамках гарантированного бесплатного объема, и без вариантов. Ударный фронт для нас практически весь город. И в такой стратегически важной сфере вводить изменения нужно с большой осторожностью и не ломать хорошо выстроенную систему.

Юлия ЗЕНГ, фото Веры ОСТАНКОВОЙ, Алматы

Опрос в тему

Одна из пациенток алматинской поликлиники №23 вызывала себе скорую 32 раза за неделю, при этом серьёзных заболеваний у неё не было. Что делать с такими рекордсменами?

- Заблокировать, чтобы не отвлекали от работы.

- Отправить участкового врача, чтобы назначил лечение.

- Отправить полицейских, чтобы разъяснили ответственность за ложный вызов.

- Продолжать обслуживать каждый вызов - вдруг человеку и вправду плохо?

Проголосовать можно на сайте газеты “Время” www.time.kz

Возвращаясь к напечатанному

Мнения наших читателей

Прельщает ли вас возможность заработать на вандалах и хулиганах, получая бонусы с собранных в бюджет штрафов?

- Собираюсь купить мобильник с хорошей камерой - буду активно снимать, чтобы хотя бы отбить покупку................... 17%

- Идея хорошая, но прежде посмотрю, как это работает.Вдруг не заплатят?....................................................... 38%

- Я давно уже снимаю всех, кто мусорит, плюет и нарушает тишину, и бесплатно выкладываю в соцсети.................... 14%

- Ничего не буду снимать и куда-то отсылать, не хочу прослыть стукачом................................................................. 31%

Поделиться
Класснуть