Экосистема трещит по швам?
Застройка особо охраняемых территорий, наступление бизнеса на эти земли, выпас скота, мусорные свалки, заброшенные строения… Об этих и других нарушениях в нацпарках Алматинской области рассказали эксперты экологического общества “Зеленое спасение”.
11 января Казахстан отметил Всемирный день заповедников и национальных парков. По стране их 24, есть и другие особо охраняемые природные территории (ООПТ) разных уровней и категорий (ботанические сады, заказники, памятники природы, заповедные зоны и резерваты).
“Зеленое спасение” опубликовало результаты мониторинга нацпарков Алматинской области за 2022-2024 годы. По собранной информации направлены запросы и обращения в парламент, Министерство экологии и природных ресурсов, комитет лесного хозяйства и животного мира, прокуратуру, акиматы. Но на многие обращения реакции пока не последовало.
- Присущая многим казахстанцам идея о том, что особо охраняемые природные территории - это места для развлечений туристов, источник дохода для бизнеса и из них надо выжать как можно больше - порочная. Не все понимают, что ООПТ - это, образно говоря, экологический стабилизатор. Ресурсы гор не бесконечны. Мы наблюдаем за ситуацией в парках более 20 лет и видим, что она непрерывно ухудшается, - отмечает председатель экологического общества Сергей КУРАТОВ. - Горные системы Заилийского Алатау обеспечивают благоприятную среду для развития городов, сельского хозяйства. В то же время Алматы влияет на экологическую ситуацию в горных районах. На поверхности ледников оседает смог. Город постоянно наступает на территорию нацпарка.
Примеров нарушения экологического законодательства, международных конвенций, ратифицированных Казахстаном, - на несколько десятков страниц. Особый статус территорий не препятствует освоению парков. Так, в ущелье реки Батарейки на месте бывшего дома отдыха “Просвещенец” за высоким забором расположился дворцовый комплекс. Такие же объекты есть в ущельях Алмаарасан и Бутаковка.
В Аксайском ущелье идет непрерывное строительство коттеджей, трубопроводов, развлекательных заведений. Оно фактически стало урбанизированной зоной. А в Каскеленском собственники и арендаторы огораживают огромные участки. В нацпарке появились платные поляны, беседки, юрты. В Чарынском парке рядом с Долиной замков построен визит-центр с глэмпингами. Теперь туристы жалуются на зловоние от туалетов. Продолжается интенсивная застройка берегов нижнего Кольсайского озера в национальном парке “Көлсай көлдері”. Везде остро стоит вопрос об использовании воды арендаторами и собственниками.
В парках много заброшенных строений, но установить их хозяев “не представляется возможным”.
Другая беда ООПТ - мусор. Экологи предлагают запретить использование одноразового пластика в заповедниках и нацпарках. По этому поводу они обращались в Министерство экологии, но их не услышали.
- Во многих нацпарках мира бизнес и администрация плодотворно взаимодействуют, хотя для предпринимателей установлены четкие ограничения: туристические объекты должны располагаться за пределами парков. Отдавать в аренду участки на 25 лет и огораживать их, препятствуя передвижению посетителей, не позволено, - продолжает Сергей Куратов. - Арендаторы платят высокую ренту за землю и воду. Согласно информации Иле-Алатауского национального парка, арендаторы платят за гектар в месяц столько, сколько алматинец за двухкомнатную квартиру.
По его словам, законы прописаны так, чтобы бизнес выжимал как можно больше доходов, а нацпарки получали копейки. Потому ООПТ постоянно ощущают нехватку финансирования, оборудования, специалистов…
Грандиозные планы по увеличению турпотока и освоению национальных парков без учета экологической емкости их природных систем приведут к ухудшению ситуации и в горных районах, и в Алматинской агломерации в целом, считает эксперт.
Елена КОЭМЕЦ, фото предоставлены экологическим обществом “Зеленое спасение”, Алматы