Что же будет с городом и с нами?
В предновогодней суете в Алматы все-таки приняли правила застройки территории и градостроительный регламент. Они исключают точечное строительство, застройку предгорий, зеленых зон, ограничивают этажность зданий и многое другое.
Задел есть, только, по мнению экспертов, спешить с их утверждением не стоило: такого рода документы нуждаются в ювелирной огранке. Тем более что их появление на свет сильно запоздало - город оброс человейниками, горы трещат по швам. А население пожинает горькие плоды вседозволенности - дефицит воды, электричества, отсутствие парковок...
Поздно спохватились
25 декабря в ходе внеочередной сессии маслихата депутаты утвердили указанные в лиде и другие документы. Видимо, всех полностью устроило их содержание, хотя замечаний к правилам, пока их проект находился в открытом доступе на сайте нормативно-правовых актов (НПА), было выше крыши.
Архитектор профессор Павел САВРАНЧУК ознакомился и с проектом, и с окончательно принятым вариантом правил застройки территории Алматы. Он считает, что даже в исправленном виде документ носит поспешный характер и появление его очень запоздало - город безвозвратно и грубо трансформируется:
- Жаль, что, будучи выставленным для ознакомления и комментариев на ресурсе еGov, проект не привлек широкого внимания ввиду специфики доступа к этому ресурсу. Размещение на сайте НПА не может подменить собой широкого общественного обсуждения с размещением, к примеру, на легкодоступном сайте акимата или его подразделений. На мой взгляд, не стоило спешить принимать его до нового года, ведь это основополагающий нормативный документ для застройки города на долгое время.
- Проект содержит далеко не полный перечень позиций, - выразил мнение архитектор. - К примеру, не ясно, для чего специально выделен параграф “Садовый дом” - наименее востребованный в городском строительстве компонент. При этом вообще не нашли отражения правила организации застройки транспортных улиц, отступов от красных линий улиц с повышением высотности зданий, удельные размеры компонентов придомовых и рекреационных территорий, площадок для сбора при землетрясении, контроля последствий возможных разрушений с помощью так называемых желтых линий, конкретики в определении охранных зон памятников истории и культуры. Более того, высотность застройки ограничивается в верхней части города (выше проспекта Абая), в то время как остальная часть города лукаво забыта. Не затронут вопрос об участии структур МЧС в контроле проектно-строительных работ и приемке объектов в эксплуатацию.
- Кроме того, в содержание принятых правил не введены регламенты уже имеющихся правил формирования архитектурного облика и градостроительного планирования Алматы для формирования единого документа. Двоевластие правил в градостроительстве - это нонсенс! Не отражена специфика природно-техногенных особенностей именно Алматы. Правила не являются полноценным вспомогательным инструментом в работе проектировщиков и контрольно-управленческих структур города, - заключает Савранчук. - Считаю, им требуется доработка. И главное, городу нужны не периодически возникающие варианты правил застройки, а полноценные специальные строительные нормы и правила (СНиП) по примеру действующих для Астаны.
- Процесс создания и принятия правил настолько затянулся, что центр, предгорья уже застроены, - констатирует архитектор Валерия БУКЕЙХАНОВА. - На действующие законы никто не обращал внимания, проспект Абая просто убит, хотя еще пять лет назад был запрет на высокоэтажную застройку выше Абая. Сейсмичность, элементарные правила застройки, что нельзя возводить здания сплошной стеной, ведь не вчера появились... Еще десять лет назад поднимали вопрос: а чем населению дышать? Но о людях, эстетике города мало кто думал. Единственный положительный момент, что правила вообще вышли.
Архитектор солидарна с коллегой: нужно было создать СНиПы именно для Алматы, они регулируют этажность, застройку в водоохранных зонах, да много чего.
Всплывают проблемы с бородой
Если коротко, то основные положения правил включают такие меры, как запрет на строительство жилья выше девяти этажей и 35 метров между проспектами Абая и Аль-Фараби, за исключением уникальных объектов. Строительство будет допускаться лишь при наличии архитектурно-градостроительного обоснования их общественной значимости, обеспечения устойчивости и экологичности проектных решений, включая применение энергоэффективных и ресурсосберегающих технологий.
Запрещено переоборудование террас и технических этажей при реконструкции.
Нельзя размещать АЗС и СТО на центральных общегородских магистралях, вблизи соцобъектов и объектов массового посещения населения.
Точечное размещение зданий в существующих жилых кварталах и на дворовых территориях теперь невозможно.
- Я участвую в земельных комиссиях и вижу, что начиная с середины 1990-х годов много участков даже посередине городских дворов оказались каким-то образом проданы. Теперь много чего всплывает, и нам приходится разбираться с проблемами с бородой, - поделился наболевшим депутат маслихата, председатель комиссии по строительству, архитектуре, урбанистике, земельным отношениям и развитию общественных пространств Нурсултан ШОКАНОВ.
- В прошлом году принят новый генплан. Да, к нему были претензии, в том числе у нас, но это уже основа, по которой можно дальше работать. Хотя бы есть общие очертания, куда движется город, какие зоны должны быть, чего не хватает, - объясняет депутат. - Разработан план детальной планировки. Градостроительный регламент еще больше детализирует эту работу. Появился документ, по которому будет понятно, что можно построить, какой высотности и так далее. Анархия в строительстве для всех плохо. Сейчас политика и позиция акимата такая: все надо приводить в порядок.
Дома крутые, а моются в тазиках
Правила запрещают южнее Восточной объездной автодороги, проспекта Аль-Фараби, улиц Саина и Жандосова строительство зданий в полосе горных прилавков, в том числе на площадках с крутизной склона 15 и более градусов. Наконец-то запретили изменять природный ландшафт для увеличения площади стройки, засыпать предгорные овраги, ручьи, подрезать горные прилавки - то, что давно носит массовый характер.
- Городу приходится выкупать участки, которые расположены в опасных местах, где сошли оползни, чтобы обеспечить безопасность жителей. Многие дела в судах, люди не хотят переезжать. Но опасность есть, ведь раньше там были легкие дачные домики, а теперь тяжелые конструкции, часто нет сетей или они в частных руках. В Ремизовке застройка есть, а воды нет. И владельцы элитных домов моются в тазиках, - продолжает Нурсултан Шоканов. - В целом появляется понимание, что мало построить, продать. Сейчас повсеместно сносятся незаконно построенные здания.
По данным городского акимата, с начала 2022 года полностью или частично по решению суда снесено 69 строительных объектов, из которых 26 жилых и 43 нежилых. Среди основных нарушений - отсутствие полного пакета разрешительных документов и отклонения от согласованного эскизного проекта.
С большим опозданием, но лавочку “что хочу, то ворочу” прикрыли: правила ограничили застройку и усилили контроль госорганов в части приемки многоквартирных ЖК, а также расширили функции органов архитектурно-строительного контроля.
Город только для богатых?
Есть в новых правилах не только спорные, но и очень сомнительные пункты. В городе больше не будет строиться жилье ниже 3-го класса. Поясню, что это такое. ЖК 3-го класса комфортности должны соответствовать следующим критериям: жилая площадь не менее 18 кв. м на человека, высота потолков - от 2,7 м. Минимальная площадь квартиры: 1-комнатной - 35 кв. м, 2-комнатной - 55 кв. м, 3-комнатной - 68 кв. м. Кухня должна быть площадью не менее 9 кв. м. Обязательно наличие балкона или лоджии, в 3-4-комнатной квартире - двух. А владельцу должно быть обеспечено место для машины в паркинге. Понятно, что такое жилье будет недоступно рядовым горожанам, которые берут в ипотеку заветные квадратные метры, а машину считают роскошью.
Почему-то документы не предусмотрели строительства недорогого социального жилья, в котором как раз и нуждается основное население. А еще современных общежитий для всех, кто не тянет аренду квартиры, дома.
Пока не ясно, что делать с объектами, пустившими, словно раковая опухоль, метастазы дискомфорта на прилегающие территории, дороги. Смириться и жить в тесноте?
Ну и главный вопрос: заработают ли новые правила на деле и насколько принципиально будет контролироваться их соблюдение.
Елена КОЭМЕЦ, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы