Уровень маркировки
В Казахстане взялись за выявление контрафакта и контрабанды на рынке лёгкой промышленности. Спустя шесть лет после того, как наша страна подписала соответствующее соглашение на уровне Евразийского экономического союза (ЕАЭС)
Угроза производству
Министерство промышленности и строительства провело анализ возможного воздействия внедрения системы маркировки и прослеживаемости товаров легкой промышленности на бизнес и экономику страны. Вывод такой: эту продукцию надо маркировать.
Система маркировки будет внедряться в два этапа. С января 2026 года начнется обязательная маркировка всех товаров легкой промышленности, произведенных или ввезенных в Казахстан. А с июня 2027 года будет полностью запрещен оборот немаркированной продукции.
Странно тут то, что соглашение о маркировке товаров средствами идентификации в Евразийском экономическом союзе было подписано еще в феврале 2018 года.
К настоящему моменту, согласно данным все того же ведомства, теневой оборот легкой промышленности в Казахстане составляет 59 процентов от общего количества товаров (в денежном выражении это 925,5 млрд тенге). То есть только по легпрому ввоз контрафактной и контрабандной продукции в нашу республику носит массовый характер.
- Сегодня контрафакт стал угрозой местному производству, доля которого в отрасли составляет всего 8 процентов, - печально резюмируют в Минпроме.
Аргументы и контрафакты
ЕАЭС - это единое таможенное пространство, и, соответственно, в нем нет товарных границ. Логично, что страны союза договорились о введении единой цифровой маркировки.
Но на практике реализовано это очень по-разному.
В разных странах союза у маркировки определены различные государственные регуляторы: комитет государственных доходов Республики Армении, Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь, комитет государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан, государственная налоговая служба при правительстве Кыргызской Республики, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации.
Что представляет собой эта система?
Существует так называемый классификатор товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД), который группирует товары по условным типам. Показатель этот унифицированный, так что таможенные органы его хорошо понимают.
С помощью ТН ВЭД определяется некая товарная группа. Это какие-то однотипные товары, например: табачная продукция, или обувь, или лекарства.
В рамках товарной категории разрабатывается ее нормативное сопровождение. Во всех странах практически всегда это происходит экспериментальным путем. Но есть нюансы.
- В рамках товарной категории прорабатываются нормативное регулирование и технические решения для маркировки, - рассказывает эксперт IT-отрасли Дмитрий ГОРЕЛИК, приехавший в Астану для участия в XII международном форуме “Антиконтрафакт”.
- Во всех странах практически всегда это идет через добровольные эксперименты. Но есть определенные различия в том, как проводятся эти эксперименты. Скажем, в России перечень ТН ВЭД для эксперимента по запросам от отраслей или регуляторов определяется постановлением правительства о проведении эксперимента. В этом же постановлении определены его цели и временные рамки. То есть в рамках эксперимента тестируют способы нанесения маркировки. Основной принцип - это, с одной стороны, должно быть читабельно, воспроизводимо, технологично и так далее. С другой - чтобы это не было дорого для производителей, продавцов и импортеров. Когда технология отработана, готовится доклад для правительства, по результатам которого принимается решение о введении или невведении обязательной маркировки. В Казахстане же, когда подобный эксперимент уже заканчивается, только начинаются обсуждения, нужен ли он был.
Иными словами, если наш главный торговый партнер сначала определяет проблематику, а затем ее решает, то мы действуем иначе. Эксперимент может быть даже завершен, фактически все обкатано, система готова, но кто-нибудь в высоких кабинетах обязательно спрашивает: а зачем нам это надо?
- Насколько мне известно, в Казахстане было проведено на текущий момент из незапущенных в обязательную маркировку восемь экспериментов, - говорит международный эксперт. - А запущена маркировка в Казахстане только по двум экспериментам: по табаку и лекарствам.
Для сравнения: в Российской Федерации 24 категории товаров уже обязательны для маркировки и 16 экспериментов идут в пилотном режиме.
В Кыргызстане буквально за год (!) запустили в маркировку две категории и настроены очень амбициозно. Там этот вопрос обсуждается на уровне премьер-министра.
Армения резко стартовала с маркировкой, там планируют в ближайшее время принять 25 товарных категорий.
Почему же Казахстан отстает?
Игра на миллиарде
По какой-то неведомой причине комитет государственных доходов отечественного Министерства финансов не желает признавать эффективность маркировки товаров.
В России, например, маркировка за прошлый год принесла 800 млрд рублей дополнительного налога.
Понятно, что товарооборот в этой стране больше, но даже в пропорции видно, что речь идет о колоссальной сумме.
Но главное, что маркировка помимо собираемости налогов обеляет отрасль.
А когда ты обеляешь отрасль, уходят серые игроки, остаются только те, кто готов работать по правилам. Они самостоятельно делят рынок между собой, а страдают при этом только проходимцы.
- Условно говоря, маркировка должна заменять акцизную марку, - рассуждает Дмитрий Горелик. - Система настолько показала свою эффективность, что достаточно этой информации, чтобы собираемость акцизов сохранилась на том же уровне, а то и улучшилась. В одной из стран ЕАЭС в день введения маркировки на табак оформилось 13 заводов, а 20 закрылось. И те и другие до этого существовали физически. Но просто кто-то захотел платить налоги, а кто-то решил играть втемную.
Фокус в том, констатирует эксперт, что в Казахстане целые отрасли завязаны на влиятельных людях, которым никакая маркировка не нужна.
А еще в Казахстане есть “белые шары”. Это активисты, протестующие против какой-либо маркировки товаров.
Упирают они на то, что это дорого и не нужно: “Я бабушка, мне 83 года, я торгую фруктами и обувью. Зачем мне ваша маркировка и ваш интернет?”
И тут, по сути, и возразить неловко, и спорить с пожилой женщиной грешно.
Цены определяют средства
Даже для внутреннего рынка технически все это работает довольно просто.
Вот некий завод выпускает масло. На пачке написано: “100 процентов - сливки”. Но по базе это не бьется. Условно говоря, завод выпустил 100 тонн масла, а купил только 40 тонн сливок.
Выезжают проверяющие и находят там 50 тонн пальмового масла.
- Это дает 97 процентов эффективности по выявлению нарушений. А все вопросы возникают непосредственно к руководителям фирм. При этом в системе выставляется вся цепочка до конечного потребителя.
Насколько проблематично отсутствие тенденции к маркировке в плане транзитности Казахстана для других членов ЕАЭС?
На уровне ЕАЭС это работает так: если в какой-либо одной стране союза на данный товар принята маркировка, то не важно, из ЕАЭС ты или нет, в любом случае должен маркироваться. Если ты ввозишь, допустим, из Казахстана что-нибудь, что не маркируется, в ту же Россию, товар в любом случае должен быть отмаркирован российским кодом. И в случае жалобы потребителя срабатывает точка происхождения.
Есть и народный контроль. Можно в магазине подойти к маркированной продукции, отсканировать код через приложение, и оно выдаст всю подноготную товара. Для стран ЕАЭС это данность.
В Казахстане Бюро национальной статистики презентовало такое мобильное приложение в апреле прошлого года. С его помощью можно не только записывать цены, но и сканировать штрихкод товара, делать его снимки, подтверждать локацию объекта и передавать данные в онлайн-режиме.
Пока что (через полтора года) о популярности программы сложно говорить.
Лучше всего, как считает эксперт, когда одну товарную группу оформляют единым образом и она двигается абсолютно прозрачно по всей территории ЕАЭС. Но, как показывает практика, нормальный обмен в рамках союза пока налажен только между Россией и Беларусью.
- Если говорить о Казахстане, то тут главная проблема заключается в достаточно пассивной позиции государства, - рассуждает Дмитрий Горелик. - Прежде всего это непринятие тех выгод, в том числе фискальных, которые маркировка приносит в других странах. Когда в 2018 году подписывали соглашение о маркировке, планировалось, что 15 товарных категорий будет внедрено к 2022 году.
Да, код маркировки не бесплатный, признает он, и нужно понимать всю сложность системы. Там технологии онлайн-обработки на миллиарды запросов в минуту со всех стран по всем товарным категориям.
Но есть парадокс, который признают в Минпроме: после внедрения маркировки цены на товары должны снизиться в среднем на 10 процентов.
Владислав ШПАКОВ, Астана