2622

Деньги не на воду, а на ветер

Почему не все эксперты поддерживают проект второго этапа восстановления северной части Арала

Деньги не на воду, а на ветер

Недавно министр водных ресурсов и ирригации Нуржан НУРЖИГИТОВ провел в Алматы совещание по подготовке ко второй фазе проекта.

Северный Арал - это часть моря, которую Казахстан сохранил, построив Кокаральскую плотину недалеко от границы с Узбекистаном. Знаковое решение. Весь мир признает, что хотя бы небольшую часть некогда четвертого по величине озера планеты Казахстану удалось сохранить.

Плотину на Арале возвели почти 15 лет назад, выжали из нее максимум. Что дальше? Это специалисты и решают. Сейчас госэкспертизу проходит технико-экономическое обоснование (ТЭО) проекта второго этапа возрождения северной части Арала. Затем проведут экологическую экспертизу и общественные слушания в Приаралье.

Развязка, читай реализация, близка. Но до сих пор нет четкого понимания, что именно хотят сделать. Об этом мы поговорили с главным специалистом департамента водных ресурсов исполнительной дирекции Международного фонда спасения Арала в Казахстане Амирханом КЕНШИМОВЫМ, который участвовал во встрече с Нурланом Нуржигитовым.

Амирхан КЕНШИМОВ.

- В этом году уровень Северного Арала поднялся на полмет­ра-метр. Часто шли дожди, в низовьях Сырдарьи скопилось больше воды, она поступает на территорию Казахстана, - обрисовывает ситуацию Амирхан Кадырбекович. - Министр, надо признать, в этом плане делает много хорошего, договаривается с соседями, от которых зависит, сколько воды мы получим, идет на компромиссы. Но все равно море, как и раньше, находится примерно в 17-18 километрах от города Аральска. В министерстве рассчитывают, что проект второй фазы восстановления этой части моря значительно изменит картину.

- Предлагают нарастить на несколько метров Кокаральскую плотину?

- Это один из двух вариантов, которые сейчас активно обсуж­дают. Нарастить плотину хотят с 42 до 48 метров. Я считаю, это нереальная отметка, о чем и сказал министру.

Надо понимать: чем выше уровень воды, тем значительнее площадь зеркальной глади водоема и, соответственно, испарения. Представим, что мы задерживаем потоки, они разливаются, активно испаряются. Значит, нам нужно все больше и больше воды, чтобы поддержать Арал хотя бы на нынешнем уровне. У Казахстана такие возможности есть не всегда. Мы не может надеяться на то, что воды в регионе станет больше. Очевидно, что тенденция будет обратной.

При этом за строительство каждого дополнительного мет­ра Кокаральской плотины (если в министерстве все же примут решение ее наращивать) стране придется заплатить свыше 20 миллионов долларов. Считаю, это расточительно, поэтому в принципе не рассматривал бы такой вариант.

- А какая еще есть альтернатива?

- Строительство второй плотины, как еще говорят, двух­уровневого моря. Кокаральская плотина остается прежней - 42 метра, но дополнительно, перегородив залив Сарышаганак, возводят вторую плотину. Таким образом, образуется верхнее малое Аральское море. Здесь планируют сделать шлюзы для судоходства, развивать рыбное хозяйство, водно-болотные угодья.

И опять я хочу сказать про испарение. Сейчас на него уходит примерно 3 миллиарда кубометров воды в год из того объема, что попадает в море. При двухуровневой плотине количество испарений вырастет еще на один миллиард кубометров. Эту воду тоже нужно откуда-то взять, что проблематично.

Население регионов, прилегающих к Аральскому морю, растет, особенно со стороны Узбекистана. Экономика развивается (она тоже требует воды), афганцы строят канал Куштепа. Откуда мы будем дополнительно брать воду?

Понимаю, мое мнение понравится не всем, но я прямо сказал министру, что наращивание Кокаральской плотины, строительство второй плотины - трата времени и денег на ветер. Считаю, в нынешних условиях целесообразнее направить эти средства на социально-экономическую поддержку жителей региона.

Внедрять технологии по водосбережению, постепенно переходить от выращивания риса на другие культуры, животноводство, разрабатывать программы, позволяющие сохранять воду для Северного Аральского моря, которая имеется на территории Казахстана.

- Что вам сказал министр?

- Заверил, что рассматривать и обсуждать будут все варианты.

Оксана АКУЛОВА, фото Андрея ХАЛИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть