228

Мост жизни концы отдал

В павлодарском селе Коктас сельской зоны Аксу один за другим уходят под воду понтонные мосты. И это совсем не аномалия. Скорее чиновничья безответственность, грозящая теперь крестьянам дополнительными расходами

Мост жизни концы отдал

Когда-то, вспоминают старожилы, на месте утонувшего моста был пляж и крестьяне просто спускались на сенокосные угодья на тракторах. Необходимость в переправе появилась со строительством Аксуской ГРЭС, ради которой на реке Белой были прорыты новые каналы. После этого протока между селом и Потанинским островом, где сельчане косят сено, стала полноводной.

Была задумка построить там мост постоянный, даже сваи тогда забили. Но потом что-то пошло не так, и вместо постоянного моста сельчанам установили мост понтонный. Прослужил он верой и правдой лет 15. Мог бы, наверное, и больше, если бы его не только эксплуатировали, но и обслуживали.

В общем, затонула та переправа. Людям установили другой понтонный мост, тоже не новый, но, главное, свое предназначение он выполнял. Но вот же незадача: обжегшись на молоке, местные власти так и не стали дуть на воду. Переправа через реку Белую в селе Коктас снова была предоставлена на волю случая. Точнее, водной стихии, которая в этом году из-за высокого подъема воды показала всю свою мощь. Надо ли говорить, что и этот мост тоже затонул, оставив жителей села без возможности попасть на зеленый остров.

Справедливости ради стоит отметить, что совсем без внимания после первой затонувшей переправы этот понтонный мост не оставляли. Дыры всеобщими усилиями нет-нет да латали. Последний раз переправу, установленную в 2008 году, ремонтировали в 2022-м. Правда, к этому ремонту сейчас возникает масса вопросов. Буквально на днях с помощью техники, которую предоставил Аксуский завод ферросплавов (своими силами ни фермеры, ни акимат не справились), затонувший понтонный мост удалось-таки поднять со дна реки. И выяснилось, что восстановлению он не подлежит. Совсем.

- Там вся конструкция сгнила. Дешевле, наверное, новый мост построить, чем это старье пытаться отремонтировать, - считает аким сельского округа Канаша Камзина города Аксу Амангельды РУСТЕМОВ.

Неужели всего за два года отремонтированный в 2022-м мост мог прийти в такую негодность? А если, как говорят сельчане, переправа уже тогда на ладан дышала, почему свое­временно не были приняты соответствующие меры, чтобы предотвратить ее затопление? Можно было как минимум разработать проектно-сметную документацию…

- Мы же не все секции ремонтировали. И не обследовали сооружение, - говорит сейчас сельский аким.

Но случилось то, что случилось. Понтонного моста нет. И в ближайшей перспективе не предвидится. Объявленный на разработку ПСД по строительству понтонного моста через реку Белую конкурс не состоялся. Не нашлось участников.

- Имеющиеся подрядчики, которые могли бы за 4,5 миллиона тенге разработать необходимую документацию, не имеют достаточной квалификации, ведь речь идет о гидротехническом сооружении, пусть и в упрощенном варианте, - высказывает свое мнение Амангельды Рустемов.

Конкурс на разработку ПСД акимат объявил заново. Откликнется ли кто на него, неизвестно. Но в любом случае речь идет лишь о проектно-сметной документации. Пока ее разработают, пока проект пройдет государственную экс­пертизу, пока выделят деньги, объявят конкурс уже на само строительства переправы… Это время. А сенокос уже вот, буквально на носу.

На Потанинском острове, оказавшемся сейчас отрезанным от большой земли, имеют сенокос­ные угодья не только жители Коктаса. Там косят сено и крестьяне из близлежащих сел Айнаколь, Карабай, Сынтас. Это более 500 человек в общей сложности. И все живут только за счет своего подсобного хозяйства, поскольку другой работы в этих населенных пунктах нет.

Для них этот старый понтонный мост через реку был мостом жизни, не иначе. Потому и бьют сейчас сельчане во все колокола, чтобы не остаться на зиму без сена для своей живности.

В сельском акимате людей успокаивают: без сена не останетесь!

- Сенокос начинается у нас с 20 августа. Есть договоренность организовать к этому времени паромную переправу через реку, - говорит Амангельды Рустемов.

Вот только вряд ли паром будет возить сельскохозяйственную технику бесплатно. Нет такой статьи расходов в бюджете. Аким обнадеживает: мол, расходы эти будут небольшими, в пределах стоимости солярки. Но ведь их вообще могло не быть, если бы власти своевременно реагировали на больные места переправы.

Но сельчан тревожит не только угроза остаться без сена. На острове находятся линии электропередачи, которые при сильных порывах ветра могут выйти из строя. Это во-первых. А во-вторых, Потанинский остров с его богатой флорой и фауной просто рай для многочисленных отдыхающих, приезжающих туда на лодках. Любое неосторожное обращение с огнем, да даже разряд молнии, может спровоцировать возгорание, что, по словам людей, уже случалось не раз. И как тушить пожар, если техника на остров может попасть разве что вплавь?

На этот вопрос в акимате лишь разводят руками. Люди предлагают полиции или сотрудникам ДЧС организовать дежурство на острове, чтобы отдыхающие соблюдали правила пожарной безопасности. Но, понятное дело, это совсем не вариант для этих ведомств… Так что только и остается уповать, что Бог милует…

Ирина ВОЛКОВА, Павлодар

Поделиться
Класснуть