Тонкая радужная линия
В Казахстане новый виток борьбы за традиционные семейные ценности. А может быть, очередная атака на нетрадиционные отношения. Оказывается, это необязательно одно и то же.
Петиция за запрет ЛГБТ-пропаганды появилась на портале ePetition 29 мая и меньше чем за две недели (!) собрала более 50 тысяч подписей, необходимых для рассмотрения инициативы госорганами.
Интересно, что всего за два месяца до этого подобная идея прозвучала в мажилисе при обсуждении поправок к закону о массмедиа. Пропаганду ЛГБТ хотели приравнять к разжиганию межнациональной и социальной розни. Тогда соответствующее предложение даже внесли в сравнительную таблицу законопроекта, но в итоге так и не приняли.
Петицию же создала руководитель Казахстанского союза родителей Багила БАЛТАБАЕВА.
“Нашим детям открыто навязывается однополая любовь, - говорится в обращении. - Навязывается с книжных лавок, экранов телевизоров и смартфонов. Молодежь открыто распространяет и пропагандирует свои нездоровые отношения. Так, крадучись и незаметно среди молодежи формируются новые стандарты сексуальных отношений. Попутно продвигается, что традиционные ценности - это пережитки прошлого, признак отсталости. Поэтому из-за боязни критики многие молчат. Но пока мы - большинство - молчим, наши дети в силу своей незрелости и неопытности начинают считать, что однополая любовь - это нормально и даже модно. А это семейные и личные трагедии”.
Примеры подхода к данной проблеме автор петиции видит в соседних странах. Например, пишет Балтабаева, в Узбекистане тема гомосексуальности и прав ЛГБТ остается полностью закрытой в СМИ и общественных дискуссиях, а в Российской Федерации еще в 2022 году был принят закон о полном запрете в СМИ, интернете, рекламе, литературе и кино пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений, смены пола и педофилии.
Глава союза родителей подчеркивает, что выступает не против сексуальной жизни взрослых, а “против пропаганды и культивирования нетрадиционных сексуальных отношений в открытую перед всей аудиторией, где зрителями и слушателями являются также дети”.
Уже через 10 дней с момента опубликования петиции Министерство культуры и информации подтвердило, что приняло ее к рассмотрению, поскольку документ набрал необходимое количество подписей.
Его пресс-служба напомнила, что срок рассмотрения петиции госорганом составляет до 40 рабочих дней с момента ее регистрации. Теперь министерство организует деятельность рабочей группы, включающей представителей заинтересованных сторон, государственных органов и общественных объединений.
Между тем некоторые правозащитники указывают на то, что сама по себе идея подобного запрета носит... антиконституционный характер. И апеллируют к первой статье Основного закона, которая, считают они, запрещает любые формы дискриминации граждан. А именно: “Гарантируется равенство прав и свобод независимо от расы, национальности, пола, языка, социального, имущественного и должностного положения, социального происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, членства в общественном объединении, а также понесенного ранее уголовного наказания”.
Как отмечает исполнительный директор общественного фонда “Еркіндік қанаты” юрист Елена ШВЕЦОВА, здесь является важным не только то, что дискриминация запрещена, но и равенство прав.
Иными словами, показывать однополые отношения двух взрослых людей можно так же, как и отношения гетеросексуальные. А вот как раз запрет показывать это противоречит Конституции.
- Любые перекосы - это большая проблема для страны, когда оказывается, что в Конституции одно, а на практике не соблюдается, - говорит эксперт. - В последнее время мы видим частые вбросы в сеть информации, что дети - это главное, а мешают им расти нормальными геи и лесбиянки. Не плохое воспитание, не недостаток внимания, не насилие над детьми, а именно люди альтернативной ориентации мешают, пропагандируя свои “нетрадиционные ценности”. Буквально недавно у нас в стране приняли поправки в законодательство о семейно-бытовом насилии, так вот там одна из поправок была про ценности. Я считаю, что это сделано специально. Хотя до сих пор в стране у нас нет понимания того, что же такое традиционные ценности, но мы про них усиленно говорим. И вот в вопросах прав человека главный козырь - это как раз эти ценности.
По ее мнению, инициатива, изложенная в петиции, представляет собой попытку узаконить дискриминацию. Причем она сомневается, что идея эта, так сказать, народная.
- Нам написала одна учительница о том, что им отправили ссылку на петицию и сказали подписать! - рассказывает Швецова. - Когда она увидела, что это, сообщила нам. И сказала, что подписывать не будет. Что это значит? А то, что петиция вроде бы ушла с общества, но имеет административный ресурс в ее продвижении и при сборе подписей.
Еще один вопрос в связи с этим: каковы вообще признаки пропаганды, о которой можно всерьез говорить на законодательном уровне?
С юридической точки зрения пропагандой называется распространение взглядов, фактов, аргументов, слухов, информации (включая искаженную) или заведомо ложных сведений с целью формирования нужного общественного мнения и манипулирования общественным сознанием. Но в таком случае, обращает внимание Швецова, под определение пропаганды подпадает даже… сама обсуждаемая петиция!
Владислав ШПАКОВ, Астана