912

Мы её теряем!

Депутаты бьют тревогу: уже к 2040 году объем питьевой воды в Казахстане может уменьшиться минимум на 50 процентов, а к 2050-му ее дефицит возрастет в три раза! Но на фоне таких прогнозов казахстанцы продолжают мыть машины и поливать огороды чистейшей питье­вой водой, потому что до сих пор не разработаны водосберегающие технологии.

Мы её теряем!

В среду на пленарном заседании мажилиса депутаты Сергей ПОНОМАРЕВ и Бакытжан БАЗАРБЕК зачитали запросы на имя премьер-министра Алихана СМАИЛОВА, касающиеся проблем с водой.

По словам Пономарева, ООН прогнозирует, что в ближайшие 15 лет Казахстан столкнется с жесточайшим водным голодом.

- Несмотря на конкретное поручение Касым-Жомарта ТОКАЕВА правительству по подготовке Водного кодекса, предварительный проект носит декларативный, рамочный характер и не содержит инструментов эффективного водопользования, - заявил мажилисмен.

Он привел пример Европы, где реку Рейн “выпивают” по пять раз, потому что там работают высокотехнологичные очистные сооружения. А у нас реки текут в никуда, лишь 3 процента воды используют повторно.

- В Алматинскую ТЭЦ-2 заходят две трубы метрового диаметра с чистейшей горной водой. Она обогревает горожан и затем сливается в канализацию! В промышленности всего 30 процентов предприятий используют технологию оборотного водоснабжения. И так происходит везде. Людям просто в голову не приходит, что вода не вечна. Из Большого алматинского канала, построенного 40 лет назад, вода льется, как из бездонного ведра, бежит мимо разрушенных лотков. Еще хуже ситуация на канале Каныша Сатпаева. При этом, по официальным данным, из-за дырявых каналов мы ежегодно теряем почти половину влаги, - привел тревожную статистику Сергей Пономарев.

Острейший дефицит воды давно наблюдается в Кызылординской, Жамбылской и Атырауской областях. Только в Мангистау ежедневно не хватает 50 тысяч кубометров.

Депутат напомнил, что Казах­стан зависит от вод сопредельных государств более чем на 90 процентов. К 2030 году приток сопредельных рек сократится на 11 процентов, что равно потере объема озера Балхаш. И мы можем просить воды у соседей сколько угодно, но квоты будут только снижаться - у них растет население и объем потребления.

- Мы чистим зубы, при этом тратим за минуту 10 литров живительной влаги. Сегодня, чтобы побриться, многие из нас, не закрывая крана, выливают по 50 литров! Это сто вот таких бутылочек, - потряс пол-литровой баклажкой мажилисмен.

По его словам, европейцы падают в обморок, когда видят, что мы моем автомобили питьевой (!) водой.

- Президент поставил задачу ввести повышенный тариф за сверхнормативное потребление воды, чтобы сформировать культуру ответственного водопотребления. Считаем, должно быть так: использовал воды сверх положенной нормы, плати за каждый литр больше, - предложил Пономарев.

Правительству, добавил он, надо в кратчайшие сроки подготовить проект Водного кодекса, конкретных механизмов водо­сбережения.

Минсельхозу - разработать план мероприятий по ускоренному внедрению в производство влагосберегающих технологий возделывания водозатратных сельскохозяйственных культур.

А Бакытжан Базарбек заявил, что к 2040 году дефицит воды в нашей стране достигнет 15 млрд кубометров, это примерно эквивалентно объему Аральского моря. Значит, каждый второй казахстанец может остаться без питьевой воды!

Депутат напомнил о поручении Токаева построить 20 новых плотин и модернизировать 3,5 тысячи километров каналов. Но, судя по бездействию правительства, в ближайшее время проблема нехватки воды в Казахстане не будет решена, опасается Базарбек.

Он привел официальные данные о том, что в стране насчитывается 1478 гидротехнических сооружений: 342 водохранилища, 219 дамб, 119 гидроузлов и 313 прудов. Из них 333 находятся в республиканской собственности, 895 - в коммунальной, а, самое интересное, 228 находятся в частной собственности, 22 - бесхозные.

- Водохранилища - главный стратегический объект. Поэтому нас очень беспокоит тот факт, что многие из этих важных водосберегающих объектов в стране стали частными. Неизвестно, что делают с ними хозяева водоемов и озер. Надо принять меры по возвращению на баланс государства водохранилищ, дамб, озер, плотин и других стратегически важных водных объектов страны, перешедших в частную собственность, но оставленных без присмотра, - заявил Базарбек.

Лэйла ТАСТАНОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Астана

Поделиться
Класснуть