2333

Зелёное не значит живое

Алматинцы всегда стоят горой за зеленые насаждения. Оно и понятно: это же легкие города. Ладно, когда коммунальщики пилят высохшие вязы или дубы. А если оно еще зеленое, значит - живое? Зачем его трогать? Оказывается, рассказали нам специалисты, внешность обманчива даже у деревьев.

Зелёное не значит живое

Для начала “зеленые цифры”. В мегаполисе растет четыре миллиона деревьев. 84 тысячи из них - аварийные. Причем 35 тысяч стоят вдоль улиц, а 49 растут во дворах. Случись ураганный ветер, они могут и упасть. Опасно! Да и такая зелень может стать приютом для множества насекомых-паразитов. А потом они перекочуют и на здоровые насаждения. В общем, аварийные необходимо вовремя убирать.

Но как городу не облысеть и оставить зеленую шевелюру? Выход нашли. В прошлом году город на пять лет вперед распланировал вырубку опасных деревьев. А взамен решено сажать новые. Компенсация идет из расчета 1:10. В 2022 году спилили шесть тысяч “старичков”. А вместо них высадили 68 тысяч молодых саженцев. В этом же году, рассказывают в управлении экологии и окружающей среды, под пилу пойдет почти 17 тысяч прогнивших стволов. А взамен Алматы получит около 170 тысяч новых саженцев.

- В настоящее время на территории города для вырубки аварийных деревьев задействовано более 35 единиц техники - автовышки, самосвалы, а также более 180 человек. Жителей близстоящих домов заранее оповещают о начале сноса зеленых насаждений. Перед этим устанавливают специальные знаки, ограждают территории, - заверил руководитель управления экологии и окружающей среды Нурлан КУТТЫБАЕВ.

А как вообще решают, какому, допустим, клену оставаться, а какой уже отжил свое? Важно правильно это оценить. Именно поэтому в каждом районе мегаполиса работает “зеленая комиссия”. В ее составе и экологи, и биологи, и экоактивисты. Они контролируют санитарную обрезку и вырубку аварийных деревьев. Бдят они и за подрядчиками. А то бывает, что рабочие при прокладке траншеи задевают деревья, травмируют их. А активисты подсказывают, как можно обойти корни, чтобы вяз или липа потом не упали. Ну и главное: комиссия вместе с акиматом делают обход и составляют списки тех насаждений, которые нужно убрать.

- Большинство деревьев в нашем списке - это мертвые, сухие. Но встречаются исключения. Допустим, когда внешне зеленое дерево, а внутри сердцевина сгнила, - пояснил руководитель “зеленой комиссии” по Алмалинскому району Омар НУРХАЙДАРОВ. - И такое часто встречается. Например, вот вяз, что стоит у детской площадки, зеленый, вроде, все с ним в порядке. А если хорошо обследовать, то и сердцевина, и прикорневое дупло гниют. Его решено срубить. Кстати, деревья, прежде чем убрать, не только визуально осматривают, но и проверяют специальным прибором. Этим занимаются научные сотрудники профильных институтов.

- Визуально не всегда можно определить, здоровое дерево или аварийное, - вступает в разговор завотделом биологической защиты растений КазНИИ защиты и карантина растений им. Ж. Жиембаева Нуржан МУХАМАДИЕВ. - Поэтому есть специальный прибор - возрастной бурав, который позволяет определить наличие гнили в сердцевине дерева или в корнях. После бурения мы берем бакпосев у дерева, после анализа даем заключение. Каждый год мы проверяем около 200-300 зеленых насаждений. Их возраст в городах ниже, чем в дикой природе. Потому что в городе деревья впитывают в себя тяжелые металлы и подвергаются различным механическим повреждениям. И при шквальных ветрах и других аномальных погодных условиях больные деревья могут упасть и нанести ущерб зданиям, а также привести к человеческим жертвам.

В общем, просто так дерево трогать не станут. Если уж пилят, значит, оно действительно аварийное, отжившее свой срок. И такая чистка, а затем и обновление зеленого фонда необходимы. Иначе он поредеет настолько, что об аллеях, скверах и дворах, утопающих в зелени листвы, рано или поздно можно будет забыть.

Елена БАХАРЕВА, Алматы

Поделиться
Класснуть