1760

Пряник вместо кнута?

Депутаты мажилиса предлагают декриминализировать преступления, связанные с употреблением наркотиков

Пряник вместо кнута?

Если не было торговли или сбыта запрещенных веществ, достаточно административной ответственности, полагают они. Эта идея прозвучала в ходе круглого стола в мажилисе, посвященного проблемам противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.

По словам депутата Снежанны ИМАШЕВОЙ, предлагается перевести часть 1 статьи 296 (“незаконное обращение с наркотическими средствами, психотропными веществами, их аналогами без цели сбыта”) Уголовного кодекса в административную юрисдикцию. При этом исключение признака “в общественных местах” при немедицинском потреб­лении наркотических средств позволит ввести безусловный запрет немедицинского потребления наркотиков повсеместно, включая домашние условия, а не только в общепризнанных общественных местах, подчеркнула Имашева.

В свою очередь начальник департамента по противодействию наркопреступности МВД Хаджи-гали ИМАЖАНОВ заметил, что “не следует расценивать инициативу о декриминализации немедицинского употребления наркотиков как попытку упростить работу полиции”.

- В первую очередь эта мера направлена на определение реального уровня наркотизации населения. Речь идет именно о немедицинском потреблении нар­котиков в общественных местах. Сегодня количество таких правонарушений сократилось вдвое. При этом наркопотребителей меньше не стало, просто все они ушли в тень, предпочитая употреблять наркотики дома и в других местах, не относящихся к общественным. Поэтому возросло количество наркопритонов в многоквартирных домах. Жильцы часто жалуются на присутствие характерного запаха и разбросанные шприцы, - поведал Имажанов.

Тем временем профессор Марат КОГАМОВ считает, что поправки нужно внести и в статью 297 (“незаконные изготовление, переработка, приобретение, хранение, перевозка в целях сбыта, пересылка либо сбыт наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов”) УК:

- Поражаюсь, когда молодых людей в возрасте 18-25 лет осуждают на 10 и более лет только потому, что они по поручению неизвестных лиц занимались распространением наркотиков. Должны быть оговорки в этой статье в плане (т. е. в случае. - Л. Т.) деятельного раскаяния тех, кто поставляет им ресурсы. Масса оговорок должна быть, потому что речь идет о молодых гражданах, которых надо всемерно защищать исходя только из их возраста, несмотря на то что они помогали наркосбытчикам.

Он также предложил ввести в УК новое основание для освобождения от уголовной ответственности - вовлечение субъекта преступления в разного рода программы, проекты:

- Многие наркозависимые идут на преступления, только чтобы заполучить деньги для наркотиков. Если эти преступления не связаны со смертью потерпевшего, надо ставить дилемму: тюрьма и принудительное лечение от наркозависимости - либо мы освобождаем от уголовной ответственности, и вы уходите в гражданский сектор, получаете лечение. Если мы такое введем, многие, кто попадет в орбиту уголовного преследования, получат возможность оздоровиться. Хотя мы все понимаем, что наркомания - это практически неизлечимое заболевание, - тяжело вздохнул Марат Когамов.

По его мнению, для МВД борьба с наркотиками не самая прямая функция. Поэтому профессор считает правильным создать в республике специализированный госорган, который будет заниматься исключительно борьбой с наркотиками.

В продолжение этой темы мажилисмен Марат БАШИМОВ эмоционально и безапелляционно бросил реплику:

- А кто крышует эту сферу? Полиция! Все знают, кто распространяет наркотики, как это все работает. Идет огромный поток денег. Весь мир знает, что через Казахстан наркотики идут в Европу. У вас (в МВД. - Л. Т.) одни и те же сотрудники десятилетиями сидят (в структурах борьбы с наркотиками. - Л. Т.). Может, вам нужно обновиться? Это сфера, где крутятся деньги. И спецслужбы тут играют большую роль: они же провозят, крышуют. Вертолетами, тоннами наркотики провозят! Тут и вопросы к Совету безопас­ности есть. Каким образом правоохранительная система должна реагировать на такие вызовы? Имажанов, к его чести, не стал отрицать эти нападки.

- Да, есть негодяи в наших (рядах. - Л. Т.), мы это признаем. Но мы боремся, у нас есть департамент внутренней безопасности. Мы получаем от своей же агентуры информацию по этим людям, работаем с Комитетом национальной безопасности в этом плане, есть результаты. Вы нам тоже помогайте, сообщайте о таких фактах, - обратился к парламентариям представитель МВД.

Между тем вице-министр здравоохранения Вяче­слав ДУДНИК сообщил, что по состоянию на начало 2023 года на динамическом наблюдении с диаг­нозом психические поведенческие расстройства вследствие употребления психоактивных веществ состояли 109 тысяч казах­станцев, из них 91 тысяча - с алкогольной зависимостью, 18 тысяч - с зависимостью от наркотических средств и психотропных веществ. С зависимостью от синтетических наркотиков наблюдаются 694 человека.

- Практически каждый второй поступает повторно (в 2022 году 48 процентов, в 2021-м - 46,3 процента). Наблюдается практическое отсутствие ремиссий после лечения. С октября 2008 года в 12 регионах Казахстана применяется поддерживающая терапия агонистами опиоидов - метадоном. Кабинеты такой терапии отсутствуют в Акмолинской, Алматинской, Жетысуской, Мангистауской, Улытауской, Туркестанской областях, Астане и Шымкенте, - проинформировал Дудник.

По его словам, метадон не вызывает резких изменений психического состояния - эйфории или, наоборот, сонливости. Пациент после его приема по своему состоянию мало отличается от всех остальных людей. Он способен вести обычный для большинства образ жизни: работать, учиться, находиться с семьей, то есть быть полноценно социализированным.

Сегодня заместительную терапию получают 432 пациента, из которых 25 процентов проживают в Карагандинской области.

- Считаем, необходимо вернуть направление “Здоровый образ жизни” в государственную структуру здравоохранения, как это было до 2011 года, - предложил Дудник, посетовав: - К сожалению, опыт показал, что работа только с неправительственными организациями не оправдала себя в этом направлении и не дала должного эффекта.

Он также отметил, что сотрудники Минздрава планируют посетить Европейский мониторинговый центр по наркотикам и наркомании в Лиссабоне, чтобы перенять опыт, а впоследствии создать аналогичный центр в Казахстане.

Лэйла ТАСТАНОВА, рисунок Игоря КИЙКО, Астана

Поделиться
Класснуть