4358

Вокзальный антисервис

АО “ҚТЖ” регулярно потрясают громкие скандалы. Вымогательства, получение взяток на сотни миллионов тенге, умышленно завышенные ставки на логистику, создание препон для предпринимателей - список можно перечислять еще долго. Железнодорожные билеты на некоторые маршруты стоят дороже, чем на самолет. На этом фоне незаметными остаются не менее серьезные нарушения - стихийная торговля на вокзалах, в поездах и назойливые таксисты.

Вокзальный антисервис

Если подсчитать хотя бы годовой незаконный доход всех вокзальных теневиков, казна страны пополнилась бы на весьма внушительную сумму. Но судя по сложившейся ситуации, считать никому не хочется. Сами железнодорожные начальники в многочис­ленных интервью не без гордости называют вокзалы лицом города. Так вот это самое лицо - не чистота вокзалов и перронов, не безукоризненный сервис, который входит в стоимость билетов. Это лицо - шустрые люди с баулами, набитыми различным ширпотребом.

Кто хоть раз путешествовал на поезде, надолго запомнит это лицо. Такие торговцы встречают нас на станциях отправления и назойливо сопровождают всю дорогу - до станции прибытия. Они подсаживаются на любой остановке и выходят где хотят. Проводники даже билетов у них не спрашивают. Сотрудники департамента МВД на транспорте, сопровождающие пассажирские поезда, даже не сморят в сторону теневых торговцев и таксистов.

Почему-то активность бойких продавцов начинается с полуночи и до раннего утра, когда пассажиры спят. Не важно, каким маршрутом вы едете, обязательно столкнетесь с такими торговками. Исключение - фирменные поезда “Тальго”. Да и то потому, что самый популярный рейс Алматы - Астана насчитывает всего четыре остановки.

- Пижамы женские и мужские, детская одежда, мусульманская! - нахально открывает двери любого купе бойкая татешка.

- Напитки, сигареты, чипсы, пиво, найдется и покрепче! - заговорщицки подмигивая, буквально наступает ей на пятки другая торговка.

О том, что этот теневой бизнес доставляет всем пассажирам как минимум дискомфорт, мало кто задумывается.

- Зарядки на все смартфоны, наушники, чехлы - этой торговлей в основном промышляют парни.

Они же помогут безбилетнику сесть в состав в любом направлении - у них есть телефонные номера многих проводников и бригадиров пассажирских поездов. Сам не раз видел в служебных купе проводников двух-трех “зайцев”. Безбилетники занимают столики в вагонах-ресторанах: заказав чайник чая, часами сидят, не давая возможности пассажирам поесть.

Есть отдельная категория торговцев в поездах - глухонемые. Они торгуют газетами и журналами, сканвордами, религиозной литературой, зачастую сомнительного содержания. Почему сомнительного? Их же ни один госорган, призванный бороться с экстремистской деятельностью, не проверяет!

К слову, во всех пассажирских поездах распитие спиртного и курение строго запрещено. Но кто из путешествующих не видел выпившую компанию, нещадно дымящую в тамбурах, как тепловозы?

Следят за порядком в составах не только проводники, но и сотрудники транспортной полиции - двое патрульных на поезд. В департаменте МВД на транс­порте уверяют: “Патруль сам по себе является профилактикой преступлений. Мало кто рискнет совершить кражу. Профилактикой правонарушений является то, что полицейские не дают пассажирам употреблять алкоголь”. И приводят статистику - 80 процентов преступлений совершаются граж­данами в состоянии опьянения. Но от такой профилактики правонарушений меньше не становится. Также пропадают мобильники, кошельки, верхняя одежда.

- Некоторые проносят алкоголь, но мы следим, чтобы не распивали спиртные напитки, ведем беседы с пассажирами. Проходим и видим - человек спит на верхней полке, а его телефон на столике. Или гаджет оставляют на зарядке и уходят. Объясняем, что личное имущество в поезде надо держать при себе, класть под подушку, особенно в плацкартных вагонах, - говорят в ДПТ.

Между тем иногда представители Главной транспортной прокуратуры (ГТП) проводят свои проверки. В таких рейдах обязательно выявляются “грубейшие нарушения требований законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выраженные в реализации товаров и оказании услуг в зданиях железнодорожных вокзалов, на платформах и привокзальных территориях без соответствующих разрешений уполномоченных и местных исполнительных органов” - цитата из релиза ГТП.

Кроме того, транспортные прокуроры выявляют факты незаконной торговли продуктами питания и предоставления услуг общепита. И даже стращают пассажиров: “Повсеместно реализуются продукты питания без документов об их происхождении, качестве и безопасности, что создает реальную угрозу жизни и здоровью населения из-за возможных пищевых отравлений и инфекционных, паразитарных заболеваний”.

По мнению представителей надзорного органа на транспорте, “результаты анализа свидетельствуют, что ситуация с антисанитарным состоянием объектов торговли на территориях вокзалов является следствием ненадлежащей реализации обществом (речь о национальном перевозчике. - Т. К.) своей основной функции по безопасному и качественному обслуживанию пассажиров”.

Практически по всем регионам республики заключенные ҚТЖ и его структурными подразделениями договоры аренды с предпринимателями не содержат требований о соблюдении арендаторами элементарных санитарных норм, не отражены и формы контроля арендодателя за надлежащим исполнением договорных обязательств. По результатам анализа Главной транспорт­ной прокуратурой в адрес АО “Национальная компания “Қазақстан темір жолы” внесено представление об устранении нарушений законности.

Такие же предписания выносят и транспортные полицейские, но бардака от этого меньше не становится. Ставшая стихийной незаконная торговля даже послужила поводом для одного специального совещания на станции Караганда - Пассажирская. В рамках акции “Стоп - стихийная торговля!” представители нацперевозчика, транспортной прокуратуры и линейной полиции обсудили уже набившую оскомину в обществе проблему. По словам полковника полиции Асхата ДЮСЕМБЕКОВА, без разрешительных документов о качестве и безопасности реализуемых товаров никто не имеет права торговать в неустановленных местах с рук, с земли, без разрешения администрации.

- Прямую опасность несут передвижные фастфуды, лотки с пирожками и чебуреками. Помимо качества продуктов опасность несут и сами лотки, так как все они работают на газовых баллонах, использование которых требует строгого соблюдения правил техники безопасности, и зачастую в неприспособленных местах, - рассказал Асхат Дюсембеков.

Нет сомнений, что подобные мероприятия приносят результаты, но они зачастую носят разовый характер...

Тохнияз КУЧУКОВ, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть