Мегаполис больших надежд
Особые зоны для автомобилей, тревожные кнопки по всему городу и музей “Алаш” - как планируют изменить Алматы
“Дорожная карта”, посвященная развитию общественного транспорта, о которой мы сообщали в конце прошлого года (см. “Маршруты желаний”, “Время” от 27.12.2022 г.), лишь одна из девяти. Поговорим и об остальных - “Зеленый Алматы”, “Безопасный город”, “Алматы смарт-сити”, “Инклюзивная среда, образование и медицина” и т. д. В них тоже достаточно интересных пунктов.
Нам придется привыкать: в новостях будут часто использовать понятие полицентров - это фишка нынешней команды акимата. “Север”, “Юго-запад”, “Запад”, “Восточные ворота”, “Исторический центр” - у каждого определят границы и будут развивать равномерно. Если в историческом ядре и без того хватает парков и скверов, то в других районах их только предстоит разбивать. То же самое со строительством детских садов, поликлиник, пожарных депо...
Продолжат активно сносить ветхое жилье. До 2025 года - 304 дома, до 2030-го - еще 404. Вместо них постоят 683 многофункциональные многоэтажки, видимо, предусмотрят парковки, магазины, возможно, поликлиники на первых этажах, как это много лет обещают. Паролей/адресов, конечно же, пока нет, думается, это дело ближайшего времени.
Много сказано и про экологию: крупные предприятия и ТЭЦ-2 переведут на газ, появится больше электроавтобусов, под них откроют заправочные станции. И, к слову, в городе установят 220 зарядных станций для электромобилей. Сейчас в Алматы всего 800 экомашин, рассчитывают, что инфраструктура повлияет на спрос на популярный на Западе вид личного транспорта.
А всем остальным машинам хотят ограничить передвижение, по крайней мере, в центре. В городе собираются создать зоны с низким уровнем выбросов. Подробности пока звучат фантастически.
Из интересного и недалекого будущего - транспортные пересадочные хабы на въездах в город. Их обещали построить давным-давно, а начнут в следующем году. На сайте госзакупок объявляли конкурс среди подрядчиков, так что, похоже, проект может стать реальностью. И это, конечно, радует - давно пора. В центре тоже будет свой (возле железнодорожного вокзала Алматы-2) хаб - “Райымбек батыра”.
“Необходимо создать крупные транспортно-пересадочные узлы, позволяющие пассажирам совершить комфортную пересадку между пригородным и городским общественным транспортом, оставив личный легковой транспорт на перехватывающих парковках”, - говорится в документе.
Что касается социальных объектов, здесь большие планы по строительству школ, больниц, реабилитационных центров для людей с ограниченными возможностями - об этом чиновники говорят с завидным постоянством. Из сюрпризов: в разделе, посвященном образованию, есть четкие критерии по переходу некоторых общеобразовательных учреждений Алматы на трехъязычное обучение. К 2025 году 25 школ перейдут на такой формат.
“Обучение предметам физики, химии, биологии, информатики будет проводиться на английском языке” - ни больше ни меньше.
Решили реанимировать забытую программу? Ну что ж, посмотрим!
Из важного про медицину. В этой сфере разработают единый стандарт для городских поликлиник. В акимате рассчитывают, что он решит проблемы в том числе и с доступностью к медпомощи. Построят новый блок в центральной горбольнице, модернизируют больницы №7 и №4, объединят городской перинатальный центр и пятый роддом, построят новую многопрофильную лечебницу на 200 коек в Медеуском районе. Это далеко не все - реконструируют, оснастят, отремонтируют. Этих глаголов в документе предостаточно.
Что касается безопасного города, то здесь тоже обещают много: к 2025 году открыть 16 сервисных центров полиции, осветить все дворы и улицы, установить в городе видеонаблюдение и тревожные кнопки SOS.
И про зрелища. Алматы обязан не просто остаться культурной столицей, но и дать фору другим, не только казахстанским городам. Помимо музея современного искусства (это уже раскрученный проект) в полицентре “Восточные ворота” появится многофункциональный концерт-холл на 11 тысяч мест. На западе - центр сакской культуры на базе археологического парка “Боралдайские сакские курганы”. Реконструируют здания цирка, Академического русского театра им. Н. Сац и зоопарк. Кроме того, построят музей “Алаш”, детский научно-технический и музей на базе обсерватории. Обещают внедрить культурный City pass - специальную карту на базе “Оңай!”: “Владельцы карты смогут бесплатно посетить на выбор 8 любых городских музеев, побывать на пешей обзорной экскурсии, воспользоваться 16 поездками в общественном транспорте, а также получить скидки в общепите и торговых центрах - партнерах проекта. Это позволит улучшить сервис и качество обслуживания горожан и туристов…”
В общем, заживем!
Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы