4391

Маршруты желаний

Как нынешний аким Алматы Ерболат ДОСАЕВ собирается сделать то, что не удалось трем предыдущим градоначальникам

Маршруты желаний

Акимат принял “Дорожную карту” по реализации программы развития города Алматы до 2025 года и среднесрочные перспективы до 2030 года. Анонсировали ее летом и вот теперь представили план действий. В документе девять разделов, посвященных разным аспектам жизни города. Мы проштудировали один - со звучным названием “Развитый общественный транспорт, транспортная связанность полицентров и ядра города”. Будем разбираться, как Досаев и его команда собираются сделать общественный транспорт привлекательнее личного.

Субсидии

С 2017 по 2020 год перевозчикам выплатили почти 79 миллиардов тенге субсидий. Предполагалось, что финансовые вливания качественно изменят ситуацию в этой сфере. Но оказалось, что это не тот случай, когда деньги решают все.

“Нынешняя методика возмещения убытков имеет существенные недочеты: она недостаточно мотивирует их на качество сервиса и перекладывает на них как риски, так и сверхприбыль от изменений пассажиропотока”, - очнулись чиновники.

Теперь обещают ее пересмотреть, делая упор именно на качес­тво обслуживания пассажиров. Переговоры с перевозчиками намечены на 2023 год. Причем у каждого свои рычаги: у акимата - субсидии, у частных автопарков - почти половина пассажиропотока.

Тарифы

Проезд в автобусах и троллейбусах Алматы стоит 80 тенге уже 10 лет. Похоже, какое-то время эта цена еще продержится. В “Дорожной карте” есть такой пункт: внедрение нового тарифа с 1 апреля 2024 года. Не факт, что речь идет о повышении стоимости проезда, хотя первой в голову приходит именно эта мысль.

Возможно, речь идет и о планах расширить виды тарифов. Помните, когда заработала система электронного билетирования “Онай!”, обещали внедрить разные. Пересадочный, к примеру. В течение часа переходишь из одного автобуса в другой - платить за проезд не нужно. Пару лет эту тему мусолили, а потом забыли.

Теперь план такой: в 2023 году должен появиться интегрированный тариф. Что это, не поясняют. Возможно, речь о зональном - он упоминается в “Дорожной карте”. Жители прилегающих к Алматы городов и сел доезжают на пригородных маршрутах, а пересаживаясь на городские, не платят. Но опять же перевозчики (сейчас их в городе 26: один муниципальный автопарк и 25 частных) не смогли договориться шесть лет назад. Что изменилось сейчас? Как им делить деньги, если пассажир пробил “Онай!” в автобусе одной компании, а потом пересел на маршрут другой и едет бесплатно?

Есть предложения ввести полугодовые и годовые проездные - заплатил один раз и получил неограниченное количество поез­док.

Разные тарифы - дело нужное. Еще и потому, что чиновники предлагают часть маршрутов сократить.

“По прогнозной оценке, появление более удобной маршрутной сети привлечет новых пользователей общественного транспорта, соответственно, вырастет количест­во поездок и объем поступлений от проезда. Благодаря этому снизится нагрузка на бюджет города”, - говорится в “Дорожной карте”.

То есть субсидий придется платить меньше. Видимо, про пересадочный тариф забыли окончательно, а вспоминать о нем бюджету дороже. Что до маршрутов, которые хотят сократить, перечня их еще нет. Но есть ход мыс­лей чиновников.

- Большинство городских маршрутов неоправданно длинные. Почти 76 процентов имеют протяженность больше 15 километров, это расстояние преодолевают только 8 процентов от всего пассажиропотока. Город вынужден субсидировать маршруты с низкой эффективностью: чем больше длина поездки, тем хуже экономическая отдача, - считают в акимате.

Предлагают создать и сеть магистральных маршрутов, нарезав длинные маршруты на более короткие - менее 10 километров. Это высвободит примерно 300 автобусов - их можно использовать на проблемных участках. Правда, придется построить дополнительные конечные пункты, разворотные площадки и остановки. К магистральным хотят подвести подвозящие маршруты - и городские, и пригородные. Так что схемы движения, похоже, перекроят основательно.

Виды транспорта

На них делают ставку. Продолжат строить БРТ. Про существующую линию на улице Тимирязева пока молчок. Теплится надежда, что ее оставят в покое и просто продлят до полицентра “Восточные ворота” - в переводе с языка команды Досаева на обычный, до района, где расположена “Халык Арена”.

Это давние планы. Если бы не проблемы с подрядчиками, БРТ уже бы был значительно длиннее. Из новых - скоростная линия для автобусов по проспекту Райымбека. Выделенная полоса здесь уже есть, интересно, как облик проспекта изменит БРТ? В 2023 году должны разработать проектно-сметную документацию (ПСД) этого проекта и начать строительство. Закончить обещают в 2025 году.

Диво дивное: в Алматы все-таки построят ЛРТ! “К 2027 году ввести в эксплуатацию первую линию скоростного легкорельсового трамвая”. Конкретики пока минимум, но тенденция обнадеживает: хорошо, что “не забыли” включить разнесчастный трамвай в план.

В следующем году собираются разработать технико-экономичес­кое обоснование и ПСД. На эти цели потратят 300 миллионов тенге. Сколько на сам ЛРТ, пока неизвестно. Но строительство должно стартовать в 2024 году. Проект архиважный, сложный и дорогой. Теперь главное - привлечь проверенных профессионалов с опытом.

Скорость движения

“В целях развития безопасного движения на дорогах будет обеспечено ограничение максимальной скорости движения до 60-80 км/ч на крупных магистральных улицах, до 30-50 км/ч на магистральных районного и улицах местного значения” - вот такие у акимата задумки.

Опять же улицы, о которых идет речь, предусмотрительно не называют, но тут как раз можно предположить: бери основные - минусуй 10 км/ч от разрешенной сейчас скорости. Действовать собираются постепенно. Не мешало бы и по этому вопросу провести информационно-разъяснительную работу - теперь уже с автомобилистами.

Что касается общественного транспорта, он, напротив, должен двигаться быстрее. Для этого введут дополнительные выделенные полосы. Для начала по 20 километ­ров в 2023, 2024 и 2025 годах.

Вот такие грандиозные планы. Со счету сбились, сколько их было. Это, конечно, далеко не все моменты - только основные. Но направление движения нынешнего акима понятно.

Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть