Маршруты желаний
Как нынешний аким Алматы Ерболат ДОСАЕВ собирается сделать то, что не удалось трем предыдущим градоначальникам
Акимат принял “Дорожную карту” по реализации программы развития города Алматы до 2025 года и среднесрочные перспективы до 2030 года. Анонсировали ее летом и вот теперь представили план действий. В документе девять разделов, посвященных разным аспектам жизни города. Мы проштудировали один - со звучным названием “Развитый общественный транспорт, транспортная связанность полицентров и ядра города”. Будем разбираться, как Досаев и его команда собираются сделать общественный транспорт привлекательнее личного.
Субсидии
С 2017 по 2020 год перевозчикам выплатили почти 79 миллиардов тенге субсидий. Предполагалось, что финансовые вливания качественно изменят ситуацию в этой сфере. Но оказалось, что это не тот случай, когда деньги решают все.
“Нынешняя методика возмещения убытков имеет существенные недочеты: она недостаточно мотивирует их на качество сервиса и перекладывает на них как риски, так и сверхприбыль от изменений пассажиропотока”, - очнулись чиновники.
Теперь обещают ее пересмотреть, делая упор именно на качество обслуживания пассажиров. Переговоры с перевозчиками намечены на 2023 год. Причем у каждого свои рычаги: у акимата - субсидии, у частных автопарков - почти половина пассажиропотока.
Тарифы
Проезд в автобусах и троллейбусах Алматы стоит 80 тенге уже 10 лет. Похоже, какое-то время эта цена еще продержится. В “Дорожной карте” есть такой пункт: внедрение нового тарифа с 1 апреля 2024 года. Не факт, что речь идет о повышении стоимости проезда, хотя первой в голову приходит именно эта мысль.
Возможно, речь идет и о планах расширить виды тарифов. Помните, когда заработала система электронного билетирования “Онай!”, обещали внедрить разные. Пересадочный, к примеру. В течение часа переходишь из одного автобуса в другой - платить за проезд не нужно. Пару лет эту тему мусолили, а потом забыли.
Теперь план такой: в 2023 году должен появиться интегрированный тариф. Что это, не поясняют. Возможно, речь о зональном - он упоминается в “Дорожной карте”. Жители прилегающих к Алматы городов и сел доезжают на пригородных маршрутах, а пересаживаясь на городские, не платят. Но опять же перевозчики (сейчас их в городе 26: один муниципальный автопарк и 25 частных) не смогли договориться шесть лет назад. Что изменилось сейчас? Как им делить деньги, если пассажир пробил “Онай!” в автобусе одной компании, а потом пересел на маршрут другой и едет бесплатно?
Есть предложения ввести полугодовые и годовые проездные - заплатил один раз и получил неограниченное количество поездок.
Разные тарифы - дело нужное. Еще и потому, что чиновники предлагают часть маршрутов сократить.
“По прогнозной оценке, появление более удобной маршрутной сети привлечет новых пользователей общественного транспорта, соответственно, вырастет количество поездок и объем поступлений от проезда. Благодаря этому снизится нагрузка на бюджет города”, - говорится в “Дорожной карте”.
То есть субсидий придется платить меньше. Видимо, про пересадочный тариф забыли окончательно, а вспоминать о нем бюджету дороже. Что до маршрутов, которые хотят сократить, перечня их еще нет. Но есть ход мыслей чиновников.
- Большинство городских маршрутов неоправданно длинные. Почти 76 процентов имеют протяженность больше 15 километров, это расстояние преодолевают только 8 процентов от всего пассажиропотока. Город вынужден субсидировать маршруты с низкой эффективностью: чем больше длина поездки, тем хуже экономическая отдача, - считают в акимате.
Предлагают создать и сеть магистральных маршрутов, нарезав длинные маршруты на более короткие - менее 10 километров. Это высвободит примерно 300 автобусов - их можно использовать на проблемных участках. Правда, придется построить дополнительные конечные пункты, разворотные площадки и остановки. К магистральным хотят подвести подвозящие маршруты - и городские, и пригородные. Так что схемы движения, похоже, перекроят основательно.
Виды транспорта
На них делают ставку. Продолжат строить БРТ. Про существующую линию на улице Тимирязева пока молчок. Теплится надежда, что ее оставят в покое и просто продлят до полицентра “Восточные ворота” - в переводе с языка команды Досаева на обычный, до района, где расположена “Халык Арена”.
Это давние планы. Если бы не проблемы с подрядчиками, БРТ уже бы был значительно длиннее. Из новых - скоростная линия для автобусов по проспекту Райымбека. Выделенная полоса здесь уже есть, интересно, как облик проспекта изменит БРТ? В 2023 году должны разработать проектно-сметную документацию (ПСД) этого проекта и начать строительство. Закончить обещают в 2025 году.
Диво дивное: в Алматы все-таки построят ЛРТ! “К 2027 году ввести в эксплуатацию первую линию скоростного легкорельсового трамвая”. Конкретики пока минимум, но тенденция обнадеживает: хорошо, что “не забыли” включить разнесчастный трамвай в план.
В следующем году собираются разработать технико-экономическое обоснование и ПСД. На эти цели потратят 300 миллионов тенге. Сколько на сам ЛРТ, пока неизвестно. Но строительство должно стартовать в 2024 году. Проект архиважный, сложный и дорогой. Теперь главное - привлечь проверенных профессионалов с опытом.
Скорость движения
“В целях развития безопасного движения на дорогах будет обеспечено ограничение максимальной скорости движения до 60-80 км/ч на крупных магистральных улицах, до 30-50 км/ч на магистральных районного и улицах местного значения” - вот такие у акимата задумки.
Опять же улицы, о которых идет речь, предусмотрительно не называют, но тут как раз можно предположить: бери основные - минусуй 10 км/ч от разрешенной сейчас скорости. Действовать собираются постепенно. Не мешало бы и по этому вопросу провести информационно-разъяснительную работу - теперь уже с автомобилистами.
Что касается общественного транспорта, он, напротив, должен двигаться быстрее. Для этого введут дополнительные выделенные полосы. Для начала по 20 километров в 2023, 2024 и 2025 годах.
Вот такие грандиозные планы. Со счету сбились, сколько их было. Это, конечно, далеко не все моменты - только основные. Но направление движения нынешнего акима понятно.
Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы