1027

Под знаком равенства

Благодаря инклюзивному образованию, вошедшему в программу действий Павлодарской области на 2022 год, маленькие павлодарцы с особыми потребностями больше не чувствуют себя особенными. Результаты обескураживают, впечатляют, вдохновляют...

Под знаком равенства

Алтынбек ЕРСАНУЛЫ, передвигающийся на коляске, очень хотел учиться вместе со сверстниками. Вот только ни в одной городской школе его тогда, в 2017 году, не принимали. Как только какой-нибудь директор слышал, что речь идет о ребенке-колясочнике, тут же давал от ворот поворот на зачисление в учебное заведение - только домашнее обучение.

Когда семья переехала в селов Павлодарское, мать мальчика первым делом пошла в школу. И - о чудо! - директор внимательно выслушала и попросила школьного логопеда оценить способности потенциального ученика.

- Когда я первый раз увидела Алтынбека, я сразу поняла, что с этого мальчугана будет толк. Он свободно и, что немаловажно, грамотно говорил на двух языках - казахском и русском, писал стихи, прозу и очень хотел учиться в школе, - вспоминает логопед 40-й школы Кымбат МАТАЙ.

Именно эта школа одна из первых в области 5 лет назад не побоялась принять школьника на инвалидной коляске. И даром, что не имела никаких условий для обучения детей с особыми потребностями. Но здесь решили не идти по пути наименьшего сопротивления и взяли Алтынбека в школу. Правда, на первом этапе пока в кабинет арт-терапии. Такой вариант родителям предложила Кымбат Матай, решившая по собственной инициативе заниматься с талантливым учеником.

Весь последующий учебный год Алтынбек каждую субботу посещал творческие занятия с логопедом. Она специально для него разработала программу социализации и развития. А потом пришла к директору с готовым проектом по развитию особенных детей в условиях школы. Так и появилась инклюзия, о которой тогда толком никто ничего не знал.

Проект школьного логопеда одобрили не только директор, но и сельский акимат. Были выделены средства, хоть и скромные, на обучение педагогов. Это был один из ключевых моментов проекта, ведь никто из учителей вообще не знал, как вести себя с особенными учениками.

За лето педагоги прошли соответствующие курсы. И с нового учебного, 2018 года школа в селе Павлодарском открыла свои двери в том числе и для детей, страдающих физическими недугами. Сначала было два таких ученика - 5-классник Алтынбек и первоклассница Милана. Девочка обучалась по специальной программе, а Алтынбек - по общеобразовательной.

- Начинали мы с малого. Первое время ребенок приезжал в школу 2-3 раза в неделю. Это были уроки труда и познания мира. Его привозила мама и ждала в коридоре до конца всех занятий, поскольку в любое время нам могла потребоваться ее помощь. Туалеты в школе еще не были приспособлены для особенных детей. Не было и лифта (его нам поставили специально в рамках дальнейшего развития инклюзивного образования). И Алтынбека на руках все вместе поднимали на нужный этаж. Помогали все: и мама, и педагоги, и старшеклассники, - продолжает рассказ логопед.

Вскоре стало понятно, что мальчик действительно способный и очень коммуникабельный. От него были без ума и сверстники, и педагоги. Первые звали его на все внеклассные мероприятия, будь то футбол (Алтынбек был самым активным болельщиком) или туристический поход. А учителя могли дополнительно после уроков позаниматься и без лишних слов помогали ученику перемещаться из одного кабинета в другой по расписанию.

Это сейчас, когда в школе Павлодарского работают несколько инклюзивных классов, педагоги помимо своей основной зарплаты получают еще 40 процентов надбавки, а тогда инклюзия развивалась исключительно на общественных началах. Всем было интересно, что из этого получится.

А получилось “вау!”, как сказали бы школьники. Алтынбек окончил школу и сегодня учится в одном из павлодарских колледжей, осваивая модные нынче IT-технологии. А в его школе, которая единственная в то время не побоялась пойти на социальный эксперимент, теперь учатся не только дети с физическими отклонениями, но и с умственной отсталостью.

- У нас есть специализированный класс для детей с задержкой психического развития. Есть так называемый нормокласс. Это дети, у которых сохранен интеллект, но есть другие проблемы со здоровьем, и те, к кому нужен индивидуальный подход. Практикуется и домашнее обучение, но этой услугой пользуются лишь пятеро детей. То есть в большинстве особенные школьники учатся все-таки в школе, развивая коллективное мышление и социализируясь, - пояснила заместитель директора школы №40 по учебной работе Елена ПЕРЕВЕРТОВА.

Во всех таких особенных классах, будь то исключительно специализированный или нормокласс, занятия ведут не просто учителя, а педагоги - логопеды, дефектологи, психологи. При необходимости привлекают педагогов-ассистентов. Это новое название наставников, которые помогают особенным детям не в учебной части, а в бытовой: привезти, отвезти, напоить, накормить.

В прошлом учебном году педагог-ассистент требовался лишь одной учащейся первого класса. У девочки аутизм с признаками неадекватного поведения. Когда она пришла в школу, была замкнутой, могла ни с того ни с сего расплакаться на уроке или, наоборот, громко засмеяться. Но педагогам удалось сделать, казалось бы, невероятное. По крайней мере именно так это воспринимается родителями.

В конце учебного года девчушка выучила четверостишие и даже смогла прочитать его всему классу. Кстати, приветливое отношение одноклассников к особенным детям (речь идет о нормоклассе) - это тоже заслуга преподавателей, хотя они с этим и не соглашаются. Кымбат Матай, например, больше склонна считать, что дружественная атмосфера в классе - это результат работы родителей детей, не относящихся к категории особенных.

- Перед началом учебного года мы проводим родительские собрания и рассказываем об особенностях тех школьников, которые будут учиться с их детьми в одном классе (речь опять же идет о нормоклассе). И я благодарна всем родителям за их понимание ситуации и за ту работу, которую они проводят дома со своими дочками и сыновьями, чтобы нашим особенным учащимся было комфортно получать новые знания, - говорит школьный логопед.

Наверное, поэтому все особенные ученики ходят в родную 40-ю школу с большим желанием. Они не чувствуют себя здесь чужими и стараются наравне со всеми добиться каждый каких-то своих успехов.

Это главная цель инклюзивного образования, которым в Павлодарском Прииртышье после открытия всех запланированных реабилитационных центров планируется охватить 8 тысяч детей.

- Сегодня завершается реконструкция реабилитационного центра для детей с расстройствами аутистического спектра и с ментальными нарушениями. Там остались лишь отделочные работы. В ближайшее время распахнет свои двери и центр раннего вмешательства, - резюмирует итоги Года детей руководитель отдела по защите прав детей и инклюзивного образования регионального образовательного ведомства Гульмира БАЙГАЗИНОВА.

Если же говорить об итогах Года детей в целом, то павлодарцам тоже есть чем похвастать. Это и бесплатный проезд в общественном транспорте для школьников (причем инициативу поддержали не только в Павлодаре, но и в трех районах области), и бесплатное горячее питание как для младшеклассников, так и для тех, кто постарше, из числа семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и еще целый ряд мероприятий для развития творческих и спортивных способностей маленьких жителей Прииртышья.

Ирина ВОЛКОВА, Павлодар

Поделиться
Класснуть