Как играют в ящик
Безобразную доставку подписчикам периодических печатных изданий (в том числе газеты “Время”) в “Казпочте” объясняют неисправностью почтовых ящиков абонентов! Такой примитивный, как цифра “ноль”, ответ на редакционный запрос мы получили в пресс-службе национального оператора.
О том, что свежие выпуски газеты “Время” к нашим подписчикам попадают с незавидным опозданием, нам регулярно сообщают возмущенные читатели. Оформить подписку через АО “Казпочта” многие из них были вынуждены в связи с ликвидацией в разных городах, но особенно в Алматы, большинства газетных киосков. Сейчас в самом крупном городе страны, по информации пресс-службы Алматинского акимата, их осталось всего 67. Добраться до ближайшего киоска за свежим выпуском газеты получается далеко не у всех. И это при том, что мобильная торговля газетами и журналами (такие точки в простонародье называли “развалами”) запрещена вовсе.
Алматинской пенсионерке Гульбаршин ТАЙМАСОВОЙ почтальон однажды доставил газеты сразу за два месяца (см. “Почта без почтальона, доставки и телефона”, “Время” от 1.9.2021 г.). Читай не хочу! Но и это “чудо” произошло только после того, как она рассказала о своей проблеме нашим корреспондентам, отправила жалобу в АО “Казпочта” и досудебную претензию - в прокуратуру. И таких сообщений мы получаем немало. Из недавнего - обращение столичного 93-летнего пенсионера Асхата ИНОЯТОВА.
“Я не могу выходить на улицу самостоятельно по состоянию здоровья. Кроме того, у меня совершенно плохой слух, из-за чего я не могу узнавать новости из телевизора. Выручала газета “Время”. Подписку на нее мне оформила дочь Начия АЛДАМЖАРОВА. Но почтальоны начали доставлять газеты по одному номеру в неделю, а с середины августа вообще перестали приносить газеты, - написал нам ветеран труда. - Работники столичной почты объясняют это тем, что их почтальоны уволились из-за малого заработка. Лишили их и надбавки за пользование транспортом”.
Законные просьбы наших читателей-подписчиков навести порядок и разобраться наконец с доставкой газет мы включили в числе других вопросов в редакционный запрос в “Казпочту”. Ответ оператора все еще проходил многочисленные этапы согласования в компании, когда сами сотрудники почтовой службы вдруг решили вынести сор из избы.
Забастовка у главпочтамта Алматы и одновременно закрытие всех почтовых отделений в городе вынудили прибыть на встречу с протестующими председателя правления АО “Казпочта” Серика САУДАБАЕВА. Но еще до того, как его самолет приземлился в Алматинском аэропорту, в пресс-службе ведомства поспешили назвать заявления недовольных размером своих зарплат и условиями труда сотрудников не соответствующими действительности (см. “Ждем ответа оператора!”, “Время” от 17.9.2022 г.).
Однако после встречи с инициативной группой протестующих главе компании пришлось признать, что зарплаты работников “Казпочты” “действительно неконкурентоспособные”. Их обещали повысить персоналу с 1 января 2023 года. Узнать, на сколько вырастут их доходы, сотрудники почты смогут в ноябре. А уже 9 октября - к Дню почты - им пообещали выплатить премию.
Заверения в готовности к диалогу обнадежили и нас - мы рассчитывали на развернутый ответ оператора на наш запрос. Но, к нашему разочарованию, получили в итоге банальную отписку. Например, на вопрос, почему так нерегулярно доставляют печатную периодику в села, в “Казпочте” объяснили плохими дорогами. Расписали подробно, как машина со свежими газетами и посылками пробирается по убитым трассам в плохую погоду, не доезжает и возвращается с недоставленной корреспонденцией в исходные почтовые отделения. А из-за того что добираться до них нужно постоянно, ломается. И снова задержка - к вящему возмущению сельских жителей, оставшихся не только без прессы, но и без посылок.
А вот жителю Ащыбулакского сельского округа Илийского района Алматинской области Адильбеку Ж. удается пробиться сквозь непогоду и порадовать сельчан свежей прессой. На его маленьком прилавке можно найти популярные отечественные газеты.
- Быстрее всего разбирают вашу “толстушку” - газету “Время”, - рассказал нам предприимчивый пенсионер.
Но, узнав, что его бизнес теперь вне закона, попросил не указывать фамилию.
Дорого и хлопотно стало сегодня изданиям доставлять газеты, не ушедшие пока бесповоротно в онлайн, своим читателям.
- Оставшихся в наличии газетных киосков катастрофически не хватает. Прилавки супермаркетов, где допускается продажа периодики, берут на реализацию не более двухсот экземпляров. Снизилось и количество оптовиков, распространяющих газеты. При этом жалобы подписчиков на доставку газет “Казпочтой” к нам поступают, как только выходит свежий номер. Приходится доставлять газеты своими силами. Например, отпечатанный в столице тираж свежего выпуска в Караганду отправляют на такси. И обходится это в 9 тысяч тенге за одну поездку, - рассказала нам руководитель отдела реализации нашей газеты Наталья ЧЕРКАШИНА.
Но ответ самой “Казпочты” на вопрос о нерегулярной, а то и вовсе не осуществляющейся доставке периодики подписчикам в городах стоит того, чтобы его процитировать:
“В городах доставка осуществляется до абонентских ящиков. Если они неисправны или не могут обеспечить сохранность доставленной корреспонденции, то почтальоны имеют право поступить в соответствии с пунктом 94 приказа министра информации и коммуникаций РК от 29 июля 2016 года №65”. То есть согласно этому приказу в таком случае печатные издания выдают пользователю в “производственном объекте оператора почты”. Другими словами, в почтовом отделении. Вот вам и ответ - прямой, как оглобля. И примитивный до ступора. Чините, охраняйте чуть ли не в круглосуточном режиме свои почтовые ящики, дорогие подписчики. Или идите за оплаченными вами же за доставку газетами... на почту!
А ведь среди них немало немощных, больных, пенсионеров солидного возраста...
Кстати, о почтовых отделениях. Еще один наш читатель, верный любимому изданию на протяжении почти 15 лет, Аманжол НАКИСБЕКОВ в красках расписал, как выглядит почтамт в поселке Карабулак Талгарского района Алматинской области.
- В зимнее время почта, расположенная в старом саманном здании 1960-х годов постройки, отапливается печкой-буржуйкой. Она ставится посреди комнаты, и все сотрудники греются возле нее. Зарплата этих почтовых работников от 50 до 60 тысяч тенге. Как на эти деньги можно содержать свои семьи? - задается вопросом пенсионер.
Аманжола Накисбекова волнует еще один немаловажный момент. Когда пенсионер приходит оплачивать счет за электроэнергию в отделение “Казпочты”, он вынужден выкладывать еще 150 тенге в качестве комиссии.
- Объясняют, что это по решению их руководства, - возмущается пожилой человек и приводит свою калькуляцию, как эта вроде бы небольшая сумма оставляет брешь в его бюджете: - Пенсия у меня 72 тысячи тенге, а буханка хлеба стоит уже 240 тенге. Так что комиссия в 150 тенге для меня серьезная нагрузка. Такса установлена и тогда, когда оплачиваешь налоги через того же кассира “Казпочты”: от 1000 тенге до 5000 - 150 тенге, свыше одного миллиона - 1500 тенге. Но законны ли такие поборы почтой?
Здесь стоит напомнить, что комиссия за обработку квитанций по коммунальным услугам повысилась для пенсионеров и получателей соцпособий в комбанках и отделениях “Казпочты” с 50 до 150 тенге еще два года назад. Объяснили данное решение тем, что монополисты отказались покрывать эти расходы. Но в “Казпочте” сочли возможным оставить прежним тариф за обработку квитанций тем гражданам, которые у почтовиков получают пособия и пенсии.
Пенсионеры называют это давлением и попыткой заставить их перейти на обслуживание в части получения пенсий и пособий к национальному почтовому оператору.
Что же касается содержания и внутреннего убранства почтовых отделений в населенных пунктах, то, по информации пресс-службы нацоператора, “все сельские почтовые отделения отапливаются автономно, денежные средства на приобретение угля, дров, дизельного топлива, а также на ремонт, обслуживание и покупку котлов направляются ежегодно”. А вот ремонтировать их начнут лишь в том случае, если проект “Поддержание производственной инфраструктуры сельских отделений почтовой связи в рабочем состоянии”, рассчитанный до 2030 года, будет утвержден и профинансирован.
Возмущает наших читателей-подписчиков и тот факт, что высказать свои претензии непосредственно самой “Казпочте” они могут только за деньги. Телефонный звонок на круглосуточную горячую линию “1499” стоит 18 тенге за минуту разговора. К тому же звонящего частенько швыряют от одного оператора к другому, накручивая стоимость звонка... А вот линия по номеру +7 727 259 06 05, бесплатная для Алматы, для других регионов будет стоить 7 тенге за минуту разговора.
Есть, конечно, возможность связаться с сотрудниками “Казпочты” через интернет-каналы: Телеграм-бот, видео- или аудиозвонок либо оставить сообщение в аккаунтах национальной почтовой службы в соцсетях. Но не нарушает ли и этот вариант права граждан, которым смартфон с безлимитным выходом в интернет просто не по карману? Не говоря уже о возрасте или физических особенностях подписчиков.
Юлия ЗЕНГ, Алматы