2230

Дают, да не то!

Коляски, деформирующие деток с ДЦП, тифлотехника, которой не могут пользоваться слабовидящие, ортопедическая обувь, невыносимая для прогулок… Так казахстанцы с инвалидностью описывают средства реабилитации, полученные от государства

Дают,  да не то!
Ребенку с ДЦП неудобно в такой коляске.

Это те вещи и устройства, которые должны помочь им развиваться и встраиваться в жизнь. Но они зачастую перепродаются или пылятся в коробках. Там же оседают и бюджетные деньги. Их вроде выделили на благое дело, да использовали неэффективно. Почему так получается?

Все технические средства и услуги реабилитации казахстанцы с инвалидностью могут получать на портале социальных услуг. Он начал работать еще в середине 2020 года. Вроде бы отличная идея, неплохие результаты проекта. По данным Минтруда и соцзащиты населения, с начала года технические средства выбрали и приобрели почти 179 тысяч потребителей. Один из них - Анатолий МИГАЙ. Молодой человек не видит с рождения, но очевидные недочеты системы не заметить сложно. Да, говорит Анатолий, перечень техсредств для казахстанцев с инвалидностью по зрению на портале неплохой. Но! Многими гаджетами они в итоге воспользоваться не могут.

Анатолий Мигай: требования к вспомогательным устройствам должны быть прописаны подробно!

- Те, кто продает технические средства на портале, опираются на классификатор технических вспомогательных средств, спецсредств передвижения и услуг, предоставляемых инвалидам. Он начал действовать по приказу Минтруда и соцзащиты с конца декабря 2021 года. Он никудышный, его нужно менять! Ведь он должен устанавливать необходимые требования к товару. А этого нет, поэтому размещают на портале что хотят, и никто это не контролирует. Допустим, есть плеер для воспроизведения звукозаписи. Для меня эта техника должна быть с речевой навигацией, меню. А в классификаторе написано: плеер с функцией воспроизведения, в комплекте джойстик и зарядное устройство. И на портале под это дело продают обычный китайский DVD-проигрыватель. Это уже не тифлосредство, и для меня не подходит. В итоге я отдал его детям знакомых, пусть играют, - делится Анатолий Мигай.

Слабо прописаны требования по многим позициям товаров, говорит Анатолий. Например, в описании к специализированному ноутбуку приводится общая информация из Википедии. В итоге слабовидящим могут загнать обычный компьютер, да еще и с нелицензионным программным обеспечением. А выставят его по хорошей цене!

- Что делают некоторые недоб­росовестные поставщики? Они находят данные лиц с инвалидностью, которые ранее получили, допустим, читающие машинки, но не используют их, звонят им и предлагают продать. Человек с инвалидностью отдает ее условно за 200 тысяч тенге. Ее забирают и опять выставляют на портале за 1 миллион 200 тысяч тенге, - рассказывает Анатолий Мигай.

Похожие проблемы и у людей, которые имеют заболевания опорно-двигательного аппарата. Не только у взрослых, но и у детей. Для достоверности переговорила с пятью мамами, которые воспитывают малышей и подростков с диагнозом ДЦП. И у всех похожие истории.

- Проехали мы на коляске, которую заказали с портала, по нашим улицам. Она жесткая, колеса без амортизации, ребенок подпрыгивал на кочках. При складывании и раскладывании из нее выпадали железные детали. В итоге купили за свои деньги подходящую коляску, а эта пылится без дела. Стоила она 120 тысяч тенге, - вздыхает Наталья МАРКОЧЕВА.

- Государство выделяет около 70 тысяч тенге на две пары детской ортопедической обуви в год. Ребенку специалисты снимают мерки, а потом изготавливают ботинки на два-три размера больше, на вырост! И они стоят, ждут, пока нога вырастет. Но меняется не только длина стопы, но и форма. Поэтому подходящую обувь покупаем за свой счет, - сетует Асия ОНДЫБАЕВА.

- Когда портал начал работу, до смешного доходило. Там предлагали обычные детские ходунки за сто тысяч тенге. Почему такая цена для ходунков, которые рассчитаны на нормотипичных деток? Ведь малышам с ДЦП нужны специальные ходунки с поддержкой спины, ног, головы. Коляски у нас все усредненные, а дети разные. Мы тоже такую получали, но не используем. В ней он сидит неправильно, криво. А у сына помимо ДЦП еще и сколиоз, - делится Юлия КОКИНА.

Слушая от меня в пересказе все эти истории, известный врач-ортопед, реабилитолог Ирина АКИЖАНОВА кивает: мол, все это знакомо. За те 30 лет, что она ставит на ноги тяжелых деток, насмотрелась многого.

- У нас отвратительный, критически недопустимый уровень обеспечения детей техсредствами реабилитации. Правильно подобранное ТСР может дать ребенку навыки правильного стояния и ходьбы, обеспечит безопас­ное функциональное положение. А у нас половина колясок не обеспечивают даже три позиции для ребенка, он все время сидит в одном положении. И потом, ребенок худой, маленький, а ему выдают огромную коляску, в которой он сидит как улиточка и застывает в такой искривленной форме, - делится наболевшим Ирина Акижанова.

В перечне бесплатных средств нет и самых необходимых товаров, например функциональных вертикализаторов. Это устройство, которое позволяет детям с ДЦП принять положение стоя без посторонней помощи, при этом он может и книгу читать, и рисовать, есть и отдыхать. Опираться на свои ноги, пусть и при помощи специальных креплений, очень важно. Так мальчишки и девчонки развивают вестибулярный аппарат, зрительный анализатор. Вертикальное положение позволяет им улучшить кровообращение, настроить работу всех органов. И главное, одно такое устройство способно улучшить настроение ребенка и всей семьи.

- У нас 80 процентов мам живут без мужей. Почему? Если бы у мам дома был вертикализатор, она бы поставила ребенка в вертикализатор между собой и мужем, ребенок был бы занят, а женщина смогла бы уделить внимание и себе, и супругу. А так ребенок все время падает, мама постоянно находится возле него, она ни о ком и ни о чем больше не думает, - рассуждает Ирина Акижанова.

Кстати, цена за такое устройство доходит до полутора миллионов тенге. Нет возможности купить самостоятельно вертикализатор, хорошую коляску? Значит, ребенка, говорит реабилитолог, ждут деформации, его скрутит так, что потом он не сможет ни стоять, ни сидеть, ни минимально себя обслуживать.

Зная о таких последствиях, мамочки во что бы то ни стало стараются достать нужное оборудование. Например, Асие Ондыбаевой, чтобы купить дочке спецустройство для поддержки тела, пришлось оформить 500 тысяч тенге в кредит. Теперь нужно опять искать финансы, ведь девочка умная, начитанная, хочет пойти в обычную школу со всеми детьми. Там формат инклюзии предусмотрен, и тьютор для нее есть. Вот только специального кресла для ребенка с ДЦП нет. Хотите учиться? Ищите сами!

Как сделать так, чтобы все необходимые средства реабилитации у казахстанцев с инвалидностью были? Все просто, считают эксперты. Нужно перестать тратить государственные деньги на бесполезные вещи. Лучше составить список того, что действительно принесет пользу, и грамотно их назначать. Причем как можно раньше, с годовалого возраста. Научив малышей правильно опираться, стоять, ходить, мы сможем снизить уровень их инвалидности в будущем. Кстати, именно такой проект разработали и направили в социальный фонд “ќазаќстан халќына” эксперты Ассоциации родителей детей-инвалидов. Участие в нем приняла и Ирина Акижанова.

- Мы хотим внедрить проведение комиссий, где будут участвовать и семья с ребенком, и команда специалистов, включая реабилитологов, которые будут определять потребность ребенка в техническом средстве, опираясь на международную классификацию функционирования. То есть будут проводить анализ: какая нужна ему коляска с учетом его анатомии и физических возможностей, что необходимо дополнительно для развития функций конкретно этому ребенку - вертикализатор или спецходунки? И потом, ежегодно необходимо проверять эффект от выданных устройств, что-то менять, - делится врач-реабилитолог.

В команду экспертов планируют включать и представителей заводов, которые изготавливают технические средства. Они на месте смогут помочь в подборке нужного оборудования. А если такого нет, то взять на заметку. Кстати, уточняет врач, в Казахстане есть два предприятия, которые выпус­кают те же вертикализаторы. Почему бы не подключать их к решению вопроса?

- В Беларуси стоят заводы по производству техсредств для деток с инвалидностью. И они закупают все это у себя, а мы из Турции, Китая, Америки. Почему бы не делать госзаказ на отечественном предприятии? Мы бы и экономили, и детей обеспечивали спецсредствами, и места бы рабочие для своих поддерживали! - считает Ирина Акижанова.

Елена БАХАРЕВА, Алматы

Поделиться
Класснуть