3371

Кушать подано…

Может ли ситуация вокруг России привести к дефициту продуктов в Казахстане?

Кушать подано…

Этот вопрос мы задали представителям союзов и ассоциаций, объединяющих отечественных производителей и переработчиков сельхозпродукции.

Дефицита нет, но...

Айжан НАУРЗГАЛИЕВА, президент Казахстанской ассоциации сахарной, пищевой и перерабатывающей промышленности:

- Ажиотаж, возникший вокруг сахара в Казахстане, - отголоски ситуации в России. Как вы знаете, эта страна временно запретила экспорт сахара, в том числе в страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Это привело к повышенному спросу. Видимо, люди подумали, что сахара мало, паника докатилась до нас. Что происходит на самом деле?

Мы никогда не скрывали, что определенные трудности в сахарной отрасли есть - это недостаток посевных площадей и поливной воды и, как следствие, невысокие урожаи сахарной свек­лы. Большую часть сырья для местного производства - речь о тростнике - приходится закупать.

В общей сложности Казахстан потребляет около 500 тысяч тонн сахара в год - это и население, и промышленные переработчики. В прошлом году мы произвели 39 000 тонн свекловичного сахара и 194 тысячи тонн тростникового - это 43 процента от общего уровня потребления сахара. Оставшиеся 57 процентов мы завозили из России (основная доля импорта), Беларуси, Польши и Азербайджана.

- Россия сахар не экс­портирует. Чего нам ждать?

- На текущий момент складских запасов достаточно, для того чтобы обеспечить ими внутренний рынок примерно на три месяца. Но производство не останавливается. До начала свекловичного сезона сахар будут производить из тростника. Ориентировочно в этом году мы получим 50-53 тысячи тонн свекловичного сахара (все зависит от урожая), остаток произведем, опять же, из тростника. Сейчас действует беспошлинная квота на его импорт. Минсельхоз планирует добиться того, чтобы ее увеличили как раз до 500 тонн. Тогда мы сможем его завезти и переработать.

- Почему мы не делали этого раньше и не обеспечивали себя сахаром?

- Раньше решение об увеличении беспошлинных квот на поставки тростника могли не поддержать российские коллеги: они бы потеряли рынок сбыта. Сейчас они не могут поставлять в Казахстан свой сахар, а мы должны изыскивать возможности и решать эту проблему. Здесь с их стороны не должно быть возражений. Планируем обходиться своим сахаром. В крайнем случае можем завозить его из третьих стран.

У нас оптимистичные прогнозы. Дефицита, я думаю, не будет. Единственное - сахар может немного повыситься в цене из-за курсовых колебаний. Идет удорожание некоторых составляющих, которые используются при производстве сахара, и, конечно, логистики.

Спираль только раскручивается

Динмухамед АЙСАУТОВ, представитель молочного союза Казахстана:

- Казахстан на 80 процентов обеспечивает себя молоком и молочными продуктами. Есть позиции, по которым показатели ниже: сыры, сухое молоко, сливочное масло. Эти товары мы импортируем в большом количестве, в том числе из России. Но вопрос сейчас даже не в том, какой объем продукции мы закупаем и производим самостоятельно. Для того чтобы производить молочную продукцию, нужно не только молоко, но и упаковка, различные ингредиенты, скажем, фруктовые наполнители для йогуртов. И вот здесь возникают проблемы.

В условиях глобализации во всем мире работают транснациональные компании, которые поставляют товары в разные страны. Россия - самый большой рынок на постсоветском прост­ранстве, и именно там эти компании открывали свои представительства и производства, а оттуда поставляли товары в постсоветские страны. Да, не все, но какие-то из этих компаний ушли из России, их заводы встали. Разорвались логистические цепочки, на рынке больше нет каких-то видов продукции, возник риск перебоев в поставках. Самая большая проблема - переориентировать их. Будет ли нужная продукция заходить на наш рынок? В достаточных ли объемах? Опять же, чтобы было молоко, нужно кормить животных, а с кормами в Казахстане и раньше было печально. Много зерна фуражной категории импортировалось из России. Экспорт зерна приостановили, ситуация с кормами может ухудшиться. Это повлияет на производство молока.

И таких примеров множество. Спираль только начинает раскручиваться, идет формирование поля негативных предпосылок, которые могут повлиять не только на молочную отрасль. Высок риск, что будут перебои, в том числе с поставкой базовых товаров, включая продовольственные.

Я не хочу, чтобы это воспринималось как заявление о конце света. Проблемы необходимо признать и начать с ними работать. Казахстан очень сильно зависит от России, и в условиях, когда эта страна находится под санкциями, мы должны быть гибче в вопросах, связанных с обеспечением рынка продовольствием: снимать ненужные административные барьеры и цифровые инициативы, где-то смягчать требования к импортерам, естественно, не в ущерб качеству.

Поддержать фермеров!

Евгений КАРАБАНОВ, представитель зернового союза Казахстана:

- Напрямую те санкции, которые ввели западные страны против России, на Казахстане не отразятся, но косвенные последствия будут. Что касается запрета России на экспорт зерновых культур в страны ЕАЭС, то он нам не угрожает, мы полностью обеспечены своим зерном. До 15 марта экспорт зерна в страны ЕАЭС был беспошлинным, и оно очень активно завозилось в Казахстан, так как было даже дешевле нашего. Казахстанские мукомолы и другие потребители (птицефабрики, животноводы и спиртовики) его перерабатывали, а мы свое зерно продавали за рубеж. Всех все устраивало. После введения запрета пошел спрос внутренних потребителей на казахстанское зерно. Произошло повышение цены - это объективный фактор.

- Сколько зерна сейчас в Казахстане?

- На 1 марта остаток продовольственной пшеницы 5 970 000 тонн. До конца сезона для производства муки и хлеба нужно порядка 1,1 миллиона тонн. 1-1,5 миллиона тонн должно оставаться в запасе. Около 3,5 миллиона тонн мы можем продать на экспорт в виде зерна и муки. С точки зрения наличия пшеницы мы проб­лем не видим. Главное - оставить в стране нужное ее количество и следить, чтобы запасы не оказались ниже этой планки. Как только мы этой цифры достигнем, можно вводить запрет на экспорт.

- Не будет ли проблем с подсолнечным маслом?

- По маслу у нас не дефицит, а профицит. Его на рынке с избытком. Произошло это из-за того, что Минсельхоз ввел квоты на экспорт семечки, из которой производится масло, а потом и самого масла. В итоге импортеры нашли других поставщиков, у фермеров на складах лежит семечка - ее нужно продавать (это то сырье, которое быстро портится), но со сбытом проблемы. Это результат необдуманных действий. Мы считаем, что нужно отменить все квоты. Иначе фермеры не выживут. Они и так терпят убытки. Все: запчас­ти, гербициды, удобрения - подорожало в разы, а им еще и препоны ставят. Не забывайте, что импорт и масла, и муки не запрещен - это стабилизирует рынок.

- Ситуация с крупами?

- Их потребление у нас не столь велико. На рынке есть и отечественная, и российская продукция. Макароны, крупы, кондитерские изделия - 60 процентов наше производство, 40 - иностранное, российское в основном. Здесь я проблем не вижу. Мы же являемся не только импортерами, но и экспортерами этих товаров. В случае чего переориентируемся на внутренний рынок. Важно другое. Сделать все, чтобы наши производители были живы и продолжали работать. Не принимать решения на эмоциях - только после глубокого анализа. И поддержать фермеров. Наша дальнейшая продовольственная безопасность зависит от грядущих посевной и уборочной кампаний. Сейчас есть запасы, а вот что будет дальше, во многом зависит от них.

Большие проблемы

Максут БАКТИБАЕВ, член правления мясного союза Казахстана:

- По говядине и баранине мы себя обеспечиваем полностью. Предложение у нас превышает спрос. Сейчас мы ожидаем открытия рынка России - до недавнего времени экспорт казахстанского мяса в эту страну был запрещен.

- Нет опасности, что наше мясо продадут в Россию, а на внутреннем рынке возникнет дефицит?

- Вопрос не в том, что мяса не хватит. В мире его достаточно. Если у нас возникнет дефицит, мы сможем замещать его за счет других производителей. Поэтому переживать не стоит - мясо будет. Я думаю, что и розничная цена на него в ближайшее время не вырастет. Она значительно отличается от оптовой, это происходит всегда, когда предложение превышает спрос. Поставщики давят на производителей, и те вынужденно снижают закупочные цены. Сейчас разница между оптом и розницей - 600-800 тенге, это большая накрутка. Запаса должно хватить. Кроме этого ЕАЭС отменил пошлины на импортное мясо, оно станет дешевле на 15-20 процентов. Это ближайшие перспективы.

Если говорить о долгосрочных, то ни к чему хорошему ситуация и в России, и в мире не приведет. Минимум год-два она будет аукаться и Казахстану. Надо понимать, что Украина, которая имеет большую долю в мировом производстве, в этом году, скорее всего, не посеется (по крайней мере, точно сделает это не на сто процентов). И это тоже будет влиять на рынок и зерна, и мяса. Это долгосрочные и системные трудности по сравнению с теми, что мы имеем сейчас. Пока все относительно спокойно, но в ближайшие два года мы прогнозируем большие проблемы - и цены на продукцию, и поставки, и все остальное.

Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Опрос в тему

Будет ли дефицит продуктов в Казахстане?

- Не сомневаюсь, уже закупил сахар, муку и крупы.

- Все продукты будут, но сильно дороже.

- Может, что-то и исчезнет с прилавков, но основные товары останутся.

- Мне все равно: и сейчас денег хватает только на хлеб, молоко и макароны.

Проголосовать можно на сайте газеты “Время” www.time.kz

Возвращаясь к напечатанному

Мнения наших читателей

Как вы считаете, что ждёт в ближайшее время казахстанский рынок нового жилья?

- Застройщики будут требовать пересмотра уже заключенных договоров и доплаты за уже проданные квартиры................................24%

- Застройщики остановят продажи и строительство и будут ждать поддержки от государства..............................................26%

- С такими ценами некому будет покупать новые квартиры..................50%

Поделиться
Класснуть

Свежее