Кредитная история. Часть третья
ForteBank: проблемы с погашением кредитов можно и нужно решать мирным путем.
Банк откликнулся на публикации “Времени” о почти невероятной истории костанайца Жасулана БАЙДРАХМАНОВА (см. “Невероятная кредитная история” и “Продолжение кредитной истории”, “Время” от 23.9.2021 г. и 20.1.2022 г.). Соблюдая принцип плюрализма, редакция сочла необходимым опубликовать точку зрения представителей ForteBank по нашумевшему делу.
Напомним, Байдрахманов заявил: более 15 лет назад он купил Audi A6 по программе автокредитования, но вскоре после покупки машину у него изъяла полиция (по поводу чего представитель ForteBank отметил: официального подтверждения этой информации на сегодня нет). Байдрахманов утверждал также, что авто оказалось криминальным и числилось в международном розыске (однако никаких документов об угоне банк не получал). С тех пор, по словам Байдрахманова, он вынужден ходить пешком. Вопросы погашения банковского займа остались неурегулированными.
Позиция ForteBank, о которой сообщили его представители нашей редакции, состоит в следующем. Главным принципом своей работы с клиентами-должниками ForteBank считает мирный поиск компромисса. В банке действует специальная программа для уменьшения долговой нагрузки, благодаря которой возможно списание большей части задолженности.
В случае с Байдрахмановым ForteBank стремился действовать так же, предложив клиенту различные пути выхода из ситуации. Только после окончательного отказа от досудебного урегулирования спора банк обратился в суд, считая это крайней, вынужденной мерой.
Специалисты ForteBank считают: важно понимать, что Байдрахманов купил машину в автосалоне, к которому банк не имеет никакого отношения. Кроме того, в материалах дела нет никаких следов обращения клиента в банк в связи с форс-мажорной ситуацией. Однако там есть записи о безуспешных попытках банковских менеджеров дозвониться проблемному клиенту.
Во время судебных разбирательств, утверждают представители денежно-кредитной организации, ForteBank не раз пытался решить вопрос миром. Не удалось: клиент считал, что не должен платить ни копейки.
Дело слушалось в двух инстанциях. Решением Костанайского горсуда Байдрахманова обязали погасить всю предъявленную ему сумму - и кредит, и проценты. При апелляционном рассмотрении от уплаты процентов его освободили и пересчитали долг по старому валютному курсу (кредит был взят в долларах). Конечный же результат таков: назначенная судом к выплате сумма оказалась больше (!) той, получить которую ForteBank был согласен в рамках мирового соглашения. То есть если бы Байдрахманов пошел на мировую, он смог бы сэкономить более 1,7 млн тенге.
Как подчеркнули представители ForteBank, истина состоит в том, что во время судебных разбирательств не найдено причин, по которым в этой истории кто-то может быть освобожден от обязательств или лишен реализации прав.
Говоря совсем уж простым языком, правила финансовой дисциплины и система работы ForteBank не позволяют вольно решать проблемы в подобных сложных ситуациях. Банк не может взять и отказаться от законных требований по кредиту, иначе возникнут вопросы и коррупционные подозрения. Утверждая, что его работа строится на принципах законности и прозрачности, ForteBank заявляет о своей заинтересованности в том, чтобы любые вопросы во взаимоотношениях с клиентами были решены по правилам, в соответствии с договором и действующим законодательством.
В газетных публикациях представитель Байдрахманова заявил, что будет обжаловать вступившее в законную силу постановление. Это его право, которое в банке не подвергают сомнению. Но точно о таком же праве теперь заявляет и другая сторона спора, которой в этих сложных судебных разбирательствах стал ForteBank.
Стас КИСЕЛЁВ, Костанай