Невероятная кредитная история
Банк предъявил тяжелобольному костанайцу Жасулану БАЙДРАХМАНОВУ, взявшему в кредит 44 тысячи долларов, претензии на сумму более 44 миллионов тенге. И выиграл дело в суде, несмотря на многочисленные странности и нестыковки
История эта, безусловно, мутная. А главные узлы, которые в ней надо распутать, скрыты в банке, поведении его сотрудников и руководства. В 2006 году герой нашей публикации оформил кредит на машину в Темирбанке, впоследствии эволюционировавшем в Альянс Банк и БТА Банк, а ныне ставшем ForteBank.
Байдрахманов считает, что не без помощи менеджеров банка угодил в какую-то схему, которая три пятилетки назад выглядела невеликой, а теперь стала чудовищной, тем более сегодня главную роль в ней сыграл суд.
Но прежде чем поведать подробности, я должен рассказать, что мой собеседник серьезно болен: ему пришлось выдержать шесть операций, перенести панкреонекроз и жить без поджелудочной железы, страдать от тяжелой формы сахарного диабета… Вместо того чтобы заняться оформлением инвалидности (что само по себе тот еще квест), он вынужден отбиваться от диких сумм, погасить которые вряд ли сможет, даже если продаст свои оставшиеся органы…
- Пятнадцать лет назад я клюнул на рекламу программы кредитования Темирбанка “Авто-Универсал”, - рассказывает Жасулан Байдрахманов. - Взял там 44 тысячи долларов на покупку свежей иномарки Audi A6, выпущенной в том же 2006 году. Я совершенно не волновался, что может пойти что-то не так, ведь авто выбрал по каталогу самого банка, располагавшегося в астанинском офисе. Все хлопоты по оформлению документов в органах дорожной полиции по условиям программы были возложены на банковских сотрудников. И я тогда думал: вот это сервис, как хорошо! Машину банк взял в залог как обеспечение кредита. А поездил я на ней всего-то полторы недели!
Радость от хитовой иномарки у Жасулана действительно длилась до обидного мало, закончившись на КПП у въезда в столицу, где полицейские тормознули машину Байдрахманова и, пробив ее по своим базам, выяснили: “ауди” числится в угоне и международном розыске!
- Как же так могло случиться? - недоумевает Байдрахманов. - Во время банковского оформления документов ее тоже должны были проверить! По чьей же воле случилось, что столь толстого обстоятельства, как угон этой машины из России, никто не заметил? И как она вообще могла оказаться в каталоге автомобилей, предлагаемых банком клиентам?
И добавим вопрос от себя: как много подобных машин разместилось в этом каталоге? Впрочем, даже если она единственная, это должно было стать для банка абсолютным ЧП. Вот как развивались события дальше.
Жасулан вызвал знакомых, которые отвезли его с КПП в Астану. Там его опросили в отделе полиции, оформили протокол и поместили машину на штрафстоянку. Обескураженный Байдрахманов рванул в банк, где написал заявление, подробно рассказав о случившейся с ним неприятности.
- Я спросил, как и в какие сроки сотрудники банка намерены разобраться с ситуацией, в которую я попал благодаря этой кредитной программе. Я был уверен, что банк освободит меня от необходимости платить по кредиту. Раз машина в залоге, значит, залогодержатель будет с этим разбираться самостоятельно, думал я. Я ничего не знал о том, что банк даже пальцем не пошевелил, чтобы разрулить ситуацию!
С тех пор, как вы помните, прошли три пятилетки. Ни разу за это время, по словам Байдрахманова, никто его не потревожил, не предъявил требований оплаты ежемесячного кредита, не сообщил о какой-то просрочке, не пригласил в суд. Да ему и некогда было интересоваться, как банк решил поступить с угнанным в соседнем государстве авто, которое кто-то толкнул через банковскую программу кредитования. Проблемы со здоровьем затмили все остальные тревоги.
Со временем он неожиданно для себя понял, что машина по-прежнему находится в Казахстане и на ней кто-то ездит. На всякий случай сообщил об этом “куда надо”.
- Мне до сих пор приходят штрафы за административные нарушения правил дорожного движения, которые кто-то совершает, разъезжая на этой “ауди” по Алматы, - говорит Жасулан. - Я звоню в соответствующие инстанции, объясняю, что эти письма счастья приходят ко мне ошибочно, оплачивать штрафы я не должен, прошу разобраться… Но, видимо, никому ничего там не надо. На машине кто-то продолжает кататься.
А 16 февраля текущего года Байдрахманов получил письмо суперсчастья - уведомление от филиала ForteBank в Нур-Султане, из которого понял: с него требуют 44 тысячи 83 доллара в виде уплаты основного долга и 57 тысяч 53 доллара - за 15-летнюю просрочку платежей по кредиту! Итого 101 тысяча 136 долларов. Иначе - суд и возмещение кроме предъявленной суммы еще и связанных с иском судебных затрат истца. На исполнение ультиматума банк милостиво отпустил своему клиенту 10-дневный срок!
После прочтения письма Жасулану Байдрахманову потребовалась скорая медицинская помощь. Его тогда еле откачали. Сумма показалась ему невероятной, так как он теперь в принципе нетрудоспособен и живет на иждивении престарелой матери. Его попытки выяснить, в чем дело, разбились о железный аргумент банка, в юротделе которого объяснили: банк не воспользовался своим правом залогодержателя и не предпринял никаких прочих действий, предусмотренных кредитным договором, потому что факт изъятия машины по криминальной причине решил считать… форс-мажором! Значит, он, банк, никому ничего не должен, а его клиент Байдрахманов обязан выплатить ему стоимость изъятой машины с 15-процентным ежемесячным вознаграждением. Неплохой ход, правда?..
Как ни удивительно, этот странный аргумент о форс-мажорных обстоятельствах сработал: Костанайский горсуд безоговорочно принял сторону банка и навесил на бедолагу-ответчика обязанность выплатить долг. При этом сумма взыскания была вычислена судом самостоятельно с применением текущего курса американской валюты. Между тем в 2006 году доллар стоил чуть ли не втрое дешевле, чем сейчас. Довеском ко всему стала сумма судебных издержек, возместить которую обязали опять же Байдрахманова: она составила более 1,2 миллиона тенге.
На самом деле долг этот определять (причем в любой валюте) вообще не надо, уверен адвокат Арман МУХАМБЕТОВ, считающий решение суда абсолютно противозаконным.
- Суд мог сразу прекратить любые поползновения истца, - говорит юрист, - потому что обязан был применить норму закона об исковой давности. К тому же банк сам нарушил закон “О банках и банковской деятельности”, ни разу не уведомив клиента о просрочке. Почему не была определена доля ответственности истца в этом деле, коль сам он долгие 15 лет бездействовал? Кроме того, суд не истребовал у истца расчет суммы иска и даже не обязал его предъявить кредитное досье. Я, кстати, уверен: банк скрывает досье и от Байдрахманова, и от суда. Мои письменные требования выдать копию этого документа игнорируются. Ну а факт взыскания суммы просрочки, превышающей сумму основного долга, - это вообще нонсенс.
Как стало известно, департамент службы безопасности МВД уже проводит досудебное расследование обстоятельств, связанных с машиной, деньги за которую банк трясет с Байдрахманова. Надеемся, полицейские смогут найти злополучную “ауди” и установить, кто на ней свободно ездил все эти годы, а также каким образом и благодаря кому она в свое время беспрепятственно покинула штрафстоянку. Но Байдрахманову это уже вряд ли поможет...
Стас КИСЕЛЁВ, фото автора, Костанай